Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
6
Гуманитарный вестник
# 11·2016
соединений, для слухового анализатора — это механические колебания
определенной частоты, для температурного анализатора — наличие
направленного теплового потока. Понятно, что все эти чувственные
свойства не только вполне доступны объективным методам обнару-
жения и регистрации, но именно с помощью последних и была
раскрыта их физическая и физико-химическая природа.
Коснемся теперь третьей точки зрения. Она представляется
наиболее продуктивной в исследовании и раскрытии природы
первичных и вторичных качеств. Такое исследование поможет
осуществить разработанная с использованием данных частных наук
философская концепция чувственного познания как единства образного
содержания и знаковой формы, а также закон специфических свойств
анализаторов и закон пространственного проецирования чувственных
образов [5]. Суть концепции заключается в следующем: из психических
модальностей, выступающих в качестве естественных ментальных
знаков физической природы элементов отражаемых объектов, в
процессе предметной деятельности и перцептивных движений,
совершаемых органами чувств, возникают образы объектов, которые
воспроизводят их структуру [15]. В целом, ощущения и восприятия есть
образы, но они формируются из знаков — психических модальностей.
Эти образы психически проецируются на внешние предметы и
принимаются за них, а компоненты чувственных образов —
психические модальности — принимаются за качества внешних
предметов. Так формируется наивно-реалистическая установка. Однако,
вопреки ей, психические модальности (красное, горькое, сладкое и др.)
есть знаки своих денотатов — определенных объективных свойств
предметов, но не сами эти свойства.
В самих предметах их нет, они —
элементы психики человека и только кажутся принадлежащими
внешним предметам.
Но им, психическим модальностям, дали неверное
наименование — вторичные качества предметов.
По мнению авторов статьи, использование понятия «вторичные
качества» требует определенной корректировки, поскольку его
прежнее понимание не соответствует сущности происходящего при
восприятии явления — того, что воспроизведение некоторых качеств
предметов происходит в форме ментальных знаков. Трудно предста-
вить, к чему следует относить вторичные качества, а также то, как их
соотнести с первичными. Когда используется понятие «вторичные
качества», то непроизвольно выстраивается следующая цепь рассуж-
дений: «К чему относятся вторичные качества? К Объекту? Да. Сле-
довательно, они ему присущи? Нет, они принадлежат психике и
только кажутся принадлежащими объекту. Значит, психика обладает
и первичными качествами? Что же они из себя представляют, ведь,
согласно определению, они есть объективные свойства предметов?»