Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов
8
Гуманитарный вестник
# 11·2016
Психические модальности объективно не существуют, но
ка-
жутся принадлежащими внешним предметам как раз в силу неосо-
знанного проецирования чувственных образов на воспринимаемые
предметы
. В самих предметах этим знаковым элементам соответ-
ствуют определенные объективные качества — денотаты ментальных
знаков. Цветам соответствует способность тел испускать электромаг-
нитные волны определенной длины, запахам и вкусам — стереохи-
мические и квантовые свойства молекул и ионов, акустическим мо-
дальностям — механические колебания определенной частоты, для
модальностей температурного анализатора — способность предметов
создавать тепловой поток внутрь тела (тепло) или наоборот (холод).
Выявление конкретных денотатов ментальных модальностей — зада-
ча не гносеологии, а частных наук — биофизики, биохимии, физио-
логии анализаторов.
Для того чтобы избежать логической путаницы и различного ро-
да необычных оговорок, следует, по мнению авторов, отказаться от
использования понятия «вторичные качества» при характеристике
цвета, запаха, вкуса и заменить его точным и адекватно выражающим
суть явления понятием
«знаковые элементы чувственных образов
».
В этом понятии ясно выражено, что внешние предметы обладают
объективными качествами, называемыми, по терминологии Д. Локка,
«первичными». У предметов никаких вторичных, т. е. субъективных,
качеств нет, все их свойства объективны, но
часть из них отража-
ется в виде аналогов
(в образном содержании ощущений и восприя-
тий),
а часть — в виде ментальных знаков
. Субъективные качества
присущи только психике человека. Тогда не будет и необходимости
называть качества предметов первичными, их можно называть про-
сто качествами. Притом надо иметь в виду, что в ментальных знаках
представлена физическая природа (качество) внешних раздражите-
лей, а в виде аналогов — количественные и пространственно-
временные параметры объективного мира.
Как отмечалось, то, что именовалось вторичными качествами,
т. е. модальности ощущений, кажутся принадлежащими внешним
предметам. Но висцеральные ощущения (голод, жажда, боль, тошно-
та), отражающие не свойства внешних предметов, а состояния самого
организма, не проецируются на внешние предметы: они либо обла-
дают неопределенной локализацией, либо проецируются на опреде-
ленные органы и участки тела человека. В силу этого модальности
этих ощущений, в отличие от модальностей экстерорецептивных
ощущений, не кажутся принадлежащими внешним предметам и пе-
реживаются как субъективные явления. Поэтому наиболее точно то,
что именовали вторичными качествами, следует квалифицировать
как
знаковые элементы тех чувственных образов, которые облада-
ют свойством экстрапроекции.