Гуманитарный вестник
# 11·2016 1
УДК 111 DOI 10.18698/2306-8477-2016-11-400
Философия и наука о природе вторичных качеств
© Н.Н. Губанов
1
, Н.И. Губанов
2
1
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, 625023, Россия
На основе разработанной с помощью данных частных наук концепции чувственно-
го познания как процесса, имеющего образное содержание и знаковую форму, за-
кона специфических свойств анализаторов и закона пространственного проециро-
вания чувственных образов дан вариант возможного разрешения многовековой, до
сих пор неясной проблемы первичных и вторичных качеств. Предложено отка-
заться от понятия «вторичные качества» и заменить его адекватным понятием
«знаковые элементы чувственных образов».
Ключевые слова:
первичные качества, вторичные качества, модальности ощуще-
ний, проецирование образов, знаковые элементы образов.
Мыслителей еще в древности волновал вопрос о том, что в
чувственной картине мира принадлежит самой объективной
действительности, а что в нее привносится субъектом. Попытки
расчленить кажущееся и действительное в чувственном отражении и
представить, какова объективная действительность на самом деле,
выражались в учении о первичных и вторичных качествах, которому
принадлежит важное место в истории философской мысли. Как
справедливо отмечает П.В. Алексеев, «проблема “вторичных
качеств” затрагивает бытие каждого человека; она мировоззренчески
значима и важна для решения практического вопроса — как
ориентироваться в мире?» [1, c. 185]. Вначале проблема различения
действительного и кажущегося в чувственной картине мира приняла
неадекватную форму в терминах концепции первичных и вторичных
качеств. Одной из причин этой неадекватности послужило, по
мнению авторов статьи, незнание закона пространственного
проецирования чувственных образов.
Деление на первичные и вторичные качества и соответствующие
термины введены Д. Локком, хотя похожее различение проводили до
него еще Демокрит, Г. Галилей, Р. Декарт, Т. Гоббс. Д. Локк к
первичным, или объективным (присущим предметам), качествам, как
известно, относил движение, непроницаемость, плотность, сцепление
частиц, фигуру, размер, объем и др. Они присущи вещам и тогда,
когда вещи не воспринимаются человеком. Эти качества неотделимы
от тел, в каких бы состояниях они не находилось. К вторичным, или
субъективным, качествам Д. Локк отнес запах, цвет, вкус, звук.