А.Н. Нехамкин, В.А. Нехамкин
4
Гуманитарный вестник
# 8·2016
Более того, в подобных местах нет централизованного водоснабже-
ния, ибо его тоже рассчитывают исходя из формально «признанных»
горожан. Недостаточно развита в таком «пригороде» канализацион-
ная сеть, что тоже служит источником санитарно-эпидемиоло-
гических трудностей для городских жителей. Данные проблемы —
отрицательное следствие процесса урбанизации. Они вызывают со-
ответствующее отношение к современным городам, формируют ан-
тиурбанизм как на бытовом (практическом), так и на теоретическом
уровнях.
У вновь пребывающих в города лиц возникают трудности не
только с жильем, но и с работой. Основная их масса — неквалифици-
рованные или малоквалифицированные рабочие. Город не может
сразу включить их в разнообразные сферы деятельности, обеспечить
им занятость. В результате таким горожанам приходится самим ис-
кать работу, средства к существованию, защищаться от криминала и
т. д. По факту хаотически развивающийся пригород — анклав, фор-
мирующий черный рынок современных городов, нелегальный сектор
экономики. Так, нелегальной деятельностью в Лиме — столице Перу —
занимаются 48 % экономически активного населения. На их долю
приходится 61,2 % рабочего времени. Общественный транспорт в
Лиме практически полностью находится вне государственного кон-
троля. Приблизительная оценочная стоимость нелегального парка мест-
ных городских автобусов — 620 млн долларов. В этом секторе устанав-
ливаются «свои» цены. Причем нелегальный экономический сектор бо-
лее выгоден, чем легальный. Здесь формируется собственный порядок
по принципу свободной конкуренции. В сложившихся условиях прак-
тически не работают государственные законы, юридические нормы [6,
с. 233, 245, 247, 290–291], в том числе регулирующие функционирова-
ние частной собственности и бизнеса.
Нельзя не отметить такое явление урбанизации, как проблемы с
транспортом. В настоящее время, когда стоимость, издержки произ-
водства автомобилей резко сократились, они стали доступны не
только среднему классу, но и малообеспеченным слоям населения.
Их количество в городах мира (включая Москву) растет быстрыми
темпами. Это вызывает неоднозначные последствия. С одной сторо-
ны, увеличилась мобильность горожан. С другой стороны, появились
проблемы. От продуктов горения, выделяемых одновременно при
движении десятков тысяч автомобилей, ухудшается экологическая
обстановка в городах. Кроме того, автомобиль становится средством
не только передвижения, но и потери времени (заторы, пробки —
проблема многих городов). Для передвижения увеличивающейся
массы частных и муниципальных машин (автобусов, троллейбусов,
трамваев, такси и др.) нужно постоянно увеличивать протяженность