Previous Page  8 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 11 Next Page
Page Background

М.Л. Ивлева

8

Гуманитарный вестник

# 8·2016

различии познавательных установок исследователей, способах их мыш-

ления, в основе которых лежат различия философских оснований.

И наилучшим подтверждением этого тезиса является существо-

вание концепции одаренности. Как было показано в работах [10–12],

задолго до начала развития этой концепции в рамках психологии как

сформировавшейся науки концепция уже существовала в других

сферах общественного сознания — прежде всего, искусстве, филосо-

фии, религии, эволюционировала на уровне обыденного мышления, в

определенные моменты становилась элементом мировоззрения.

Процесс генезиса и развития этой концепции начался намного рань-

ше, чем психология выделилась в качестве самостоятельной науки,

характеризующейся собственным предметом и собственными специ-

фическими методами исследования. И это очевидно, ведь в генетиче-

ском смысле одаренность не является специфическим психологиче-

ским понятием. Аналог этого понятия существует в обыденном

мышлении и отражен в естественном языке.

Это во многом связано с вариативностью самих путей концепту-

ализации одаренности, среди которых можно выделить философский,

религиозно-этический, эмпирический, специальный (с позиции кон-

кретных социально-гуманитарных наук, в том числе психологии),

функциональный, целостный (в рамках научной психологии). Каж-

дый из этих путей имеет свой исторический профиль, и вместе с тем

можно говорить об их взаимопереплетении, взаимном влиянии, ре-

зультатом которого становится обмен смысловыми элементами меж-

ду различными сферами человеческого знания. В итоге взаимодей-

ствия этих процессов формируется концепция одаренности.

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Ожегов С.И.

Толковый словарь русского языка

. Москва, Русский язык,

1986, 736 с.

[2]

Кун Т.

Структура научных революций.

Москва, Прогресс, 1975, 320 с.

[3]

Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса.

Вопро-

сы психологии

, 1996, № 6, с. 25–40.

[4]

Юревич А.В. «Онтологический круг» и структура психологического зна-

ния.

Психологический журнал

, 1992, т. 13, № 1, с. 6–14.

[5]

Степин В.С. От классической к постнеклассической науке (изменение ос-

нований и ценностных ориентаций). В кн.:

Ценностные аспекты развития

науки

. Москва, Наука, 1990, с. 152–166.

[6]

Юревич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки.

Вопросы фи-

лософии

, 1998, № 1, с. 17–29.

[7]

Рыбаков В.А., Покрышкин А.Л.

Cовместима ли психология и естествен-

нонаучная парадигма?

Томск, Дельтаплан, 2005.

URL:

http://psyfactor.org/lib/paradigma.htm

[8]

Рапацевич Е.С.

Педагогика: Большая современная энциклопедия

. Минск,

Современное слово, 2005, 720 c.