Гуманитарный вестник
# 8·2016 1
УДК 159.9.01 DOI 10.18698/2306-8477-2016-08-381
Познавательная парадигма психологической науки
и концептуализация одаренности
© М.Л. Ивлева
Московский государственный машиностроительный университет,
Москва, 107023, Россия
Рассмотрена одна из возможных причин отсутствия единой теории одаренно-
сти. Состояние накопленных психологией знаний об одаренности оценивается с
позиций общей методологии науки. Отстаиваемый тезис состоит в том, что в
психологии в качестве парадигмы используется уже готовая, внешняя парадигма,
которая имеет неспецифическое, социокультурное происхождение. И подтвер-
ждением этого тезиса является существование концепции одаренности.
Ключевые слова:
одаренность, психологическая концепция одаренности, концеп-
туализация, познавательная парадигма, экстрапарадигмальность, кризис науки,
метатеория.
Проблема индивидуальных природных преимуществ одних лю-
дей перед другими является одной из самых древних в истории чело-
веческой мысли. В разные периоды развития общественного созна-
ния эта проблема приобретала различное звучание, наполнялась но-
выми смыслами, получала всевозможные решения. Понимание и
оценка истории поступательного развития и кумуляции этих реше-
ний и интерпретаций сегодня требуют учета соответствующих куль-
турно-исторических контекстов. Ключ к пониманию и правильной
оценке научных подходов к данной проблеме в различных областях
знаний, как нам представляется, лежит в исследовании их культур-
ных и прагматических корней.
Характерной особенностью сегодняшнего состояния различных
областей культуры, искусства, обществознания, философии является
такое положение, когда разнородность теоретико-методологических
оснований и предпосылок, лежащих в основе научных теорий или
концепций, и несводимость накопленных фактов к одному уровню
или иерархической системе уровней объективной реальности приво-
дят к тому, что родственные по своему содержанию концепты, выра-
ботанные в этих разнородных сферах знания, зачастую не могут быть
сведены друг к другу и не укладываются в единую теорию.
В статье предпринята попытка проанализировать одну из причин
подобного положения дел на примере генезиса психологической
концепции одаренности.