1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 8·2016 1

УДК 159.9.01 DOI 10.18698/2306-8477-2016-08-381

Познавательная парадигма психологической науки

и концептуализация одаренности

© М.Л. Ивлева

Московский государственный машиностроительный университет,

Москва, 107023, Россия

Рассмотрена одна из возможных причин отсутствия единой теории одаренно-

сти. Состояние накопленных психологией знаний об одаренности оценивается с

позиций общей методологии науки. Отстаиваемый тезис состоит в том, что в

психологии в качестве парадигмы используется уже готовая, внешняя парадигма,

которая имеет неспецифическое, социокультурное происхождение. И подтвер-

ждением этого тезиса является существование концепции одаренности.

Ключевые слова:

одаренность, психологическая концепция одаренности, концеп-

туализация, познавательная парадигма, экстрапарадигмальность, кризис науки,

метатеория.

Проблема индивидуальных природных преимуществ одних лю-

дей перед другими является одной из самых древних в истории чело-

веческой мысли. В разные периоды развития общественного созна-

ния эта проблема приобретала различное звучание, наполнялась но-

выми смыслами, получала всевозможные решения. Понимание и

оценка истории поступательного развития и кумуляции этих реше-

ний и интерпретаций сегодня требуют учета соответствующих куль-

турно-исторических контекстов. Ключ к пониманию и правильной

оценке научных подходов к данной проблеме в различных областях

знаний, как нам представляется, лежит в исследовании их культур-

ных и прагматических корней.

Характерной особенностью сегодняшнего состояния различных

областей культуры, искусства, обществознания, философии является

такое положение, когда разнородность теоретико-методологических

оснований и предпосылок, лежащих в основе научных теорий или

концепций, и несводимость накопленных фактов к одному уровню

или иерархической системе уровней объективной реальности приво-

дят к тому, что родственные по своему содержанию концепты, выра-

ботанные в этих разнородных сферах знания, зачастую не могут быть

сведены друг к другу и не укладываются в единую теорию.

В статье предпринята попытка проанализировать одну из причин

подобного положения дел на примере генезиса психологической

концепции одаренности.