Previous Page  6 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 11 Next Page
Page Background

М.Л. Ивлева

6

Гуманитарный вестник

# 8·2016

жит та или иная система представлений. Когда В.А. Лефевр пишет о

существующих в различных научных дисциплинах «традиционных

способах членения, которые выступают овеществленной “нормой”

человеческой деятельности, как своеобразный эталон, который мы,

грубо говоря, как трафарет накладываем на реальный объект, тем са-

мым, выделяя в нем определенные элементы, необходимые для ре-

шения задач данной науки» [9, с. 96], то он имеет в виду парадигму в

обозначенном выше значении определенной сферы человеческой де-

ятельности и соответствующей научной дисциплины. «Например, —

продолжает В. Лефевр, — в результате многовековой медицинской

практики человеческий организм представляется как система орга-

нов: мозга, почек, печени и т. д. Мы с детства усваиваем такое рас-

членение, и нам очень трудно допустить, что если бы по каким-то

причинам медицинская практика сложилась иначе, то членение чело-

веческого организма на канонические элементы было бы иным, т. е.

человеческий организм состоял бы из иных органов» [9, с. 96].

Понятие парадигмы в его общепринятом значении предполагает

два принципиально важных смысловых момента: во-первых, вынуж-

дающий, нормирующий характер парадигмы; во-вторых, ее относи-

тельно устойчивый характер, связь с традицией. Оба эти момента

присутствуют в понятии научной парадигмы Т. Куна. Первый мо-

мент проявляется в том, что наука в своем эволюционном развитии

не может выходить за рамки разделяемой учеными парадигмы; вто-

рой — в том, что смена парадигмы означает научную революцию.

Специфичность применения термина «парадигма» Т. Куном со-

стоит в том, что он ограничивает сферу использования этого терми-

на, во-первых, исключительно исследовательской деятельностью в

сфере науки, во-вторых, только теми науками, которые сами проду-

цируют свои парадигмы, и только на том этапе развития таких наук,

когда как минимум один раз парадигма была выработана наукой. По-

этому данный термин, если использовать его в строгом соответствии

с определением Т. Куна, оказывается непригодным для описания

многих явлений и фактов развития науки, и прежде всего — соци-

альных наук, одной из которых является психология.

В то же время ничто не мешает нам использовать имеющее мно-

говековую историю понятие «парадигма» в его общем значении, кон-

кретизируя это значение применительно к объекту нашего исследо-

вания. Итак, будем говорить о познавательной парадигме как о сово-

купности образцов постановки научных проблем и их решения, в

основе которых лежит система представлений и убеждений, разделя-

емая определенным научным сообществом, или, по крайней мере,

значительной его частью. При этом под научным сообществом пони-

мается не все множество представителей одной науки (например,