Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Познавательная парадигма психологической науки и концептуализация одаренности

Гуманитарный вестник

# 8·2016 7

психологии), а реальное сообщество, т. е. ученые, поддерживающие

научное общение друг с другом. Ничто не мешает тому, чтобы одна

научная дисциплина была представлена несколькими научными со-

обществами. Если при этом такие сообщества не объединены общей

познавательной парадигмой, то это и является исчерпывающим объ-

яснением отсутствия научного общения между ними.

Заметим, что отличия нашего понятия парадигмы от куновского

сводятся к трем основным положениям.

1. Общность парадигмы. Согласно куновскому определению, па-

радигма является единой для одной науки, разделять ее должны все

ее представители, в противном случае наступает смена парадигм.

В нашем определении общность не является необходимым призна-

ком познавательной парадигмы.

2. Универсальность применимости понятия «парадигма». Соглас-

но определению Т. Куна, это понятие не является универсальным,

оно применимо только к определенному типу наук — «нормальным»

наукам. Наше определение позволяет говорить о парадигме приме-

нительно к любой науке.

3. Происхождение парадигмы. Согласно определению Т. Куна,

наука сама вырабатывает свою парадигму. Собственно, парадигма,

по Т. Куну, и состоит из «достижений» науки, т. е. научных резуль-

татов, признаваемых всеми ее представителями. Наше определение

позволяет исследовать парадигмы, имеющие неспецифичное, внеш-

нее происхождение.

Следствием этого является, в частности, возможность существо-

вания парадигм, общих для двух или нескольких наук, и даже не

только наук, но и других форм познания, сфер социальной деятель-

ности. Так, можно говорить о парадигме, общей для ряда гуманитар-

ных наук (например, психологии, музыкознания, литературоведения),

искусства (музыки, художественной литературы) и философии опре-

деленного направления.

В целом предлагаемое определение парадигмы является более

близким к общему значению этого термина, нежели понятие, введен-

ное Т. Куном.

Вооружившись модифицированным определением парадигмы,

мы теперь можем вернуться к обоснованию предлагаемой концепции

психологии как экстрапарадигмальной дисциплины. Отстаиваемый

тезис состоит в том, что психология в качестве своей парадигмы ис-

пользует уже готовую, внешнюю парадигму, которая имеет неспеци-

фическое, социокультурное происхождение. И лучшим подтвержде-

нием этого тезиса является концепция одаренности. Причина много-

образия подходов к исследованию одаренности в психологии — не

столько в многосторонности самого исследуемого феномена, сколько в