Познавательная парадигма психологической науки и концептуализация одаренности
Гуманитарный вестник
# 8·2016 7
психологии), а реальное сообщество, т. е. ученые, поддерживающие
научное общение друг с другом. Ничто не мешает тому, чтобы одна
научная дисциплина была представлена несколькими научными со-
обществами. Если при этом такие сообщества не объединены общей
познавательной парадигмой, то это и является исчерпывающим объ-
яснением отсутствия научного общения между ними.
Заметим, что отличия нашего понятия парадигмы от куновского
сводятся к трем основным положениям.
1. Общность парадигмы. Согласно куновскому определению, па-
радигма является единой для одной науки, разделять ее должны все
ее представители, в противном случае наступает смена парадигм.
В нашем определении общность не является необходимым призна-
ком познавательной парадигмы.
2. Универсальность применимости понятия «парадигма». Соглас-
но определению Т. Куна, это понятие не является универсальным,
оно применимо только к определенному типу наук — «нормальным»
наукам. Наше определение позволяет говорить о парадигме приме-
нительно к любой науке.
3. Происхождение парадигмы. Согласно определению Т. Куна,
наука сама вырабатывает свою парадигму. Собственно, парадигма,
по Т. Куну, и состоит из «достижений» науки, т. е. научных резуль-
татов, признаваемых всеми ее представителями. Наше определение
позволяет исследовать парадигмы, имеющие неспецифичное, внеш-
нее происхождение.
Следствием этого является, в частности, возможность существо-
вания парадигм, общих для двух или нескольких наук, и даже не
только наук, но и других форм познания, сфер социальной деятель-
ности. Так, можно говорить о парадигме, общей для ряда гуманитар-
ных наук (например, психологии, музыкознания, литературоведения),
искусства (музыки, художественной литературы) и философии опре-
деленного направления.
В целом предлагаемое определение парадигмы является более
близким к общему значению этого термина, нежели понятие, введен-
ное Т. Куном.
Вооружившись модифицированным определением парадигмы,
мы теперь можем вернуться к обоснованию предлагаемой концепции
психологии как экстрапарадигмальной дисциплины. Отстаиваемый
тезис состоит в том, что психология в качестве своей парадигмы ис-
пользует уже готовую, внешнюю парадигму, которая имеет неспеци-
фическое, социокультурное происхождение. И лучшим подтвержде-
нием этого тезиса является концепция одаренности. Причина много-
образия подходов к исследованию одаренности в психологии — не
столько в многосторонности самого исследуемого феномена, сколько в