Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

М.Л. Ивлева

2

Гуманитарный вестник

# 8·2016

Процесс формирования и развития этой концепции начался в та-

ких сферах общественного сознания, как религия, искусство, фило-

софия. Эволюцию концепции одаренности можно проследить на

уровне обыденного мышления. Гораздо позднее данная концепция

начала развиваться в рамках психологии как самостоятельной науки.

И это объясняется тем, что в генетическом смысле понятие одарен-

ности не является специфическим психологическим понятием. Об

этом свидетельствует существование аналога этого понятия в обы-

денном сознании, в естественном языке присутствует соответствую-

щий концепт. Мы исходим из факта объективного существования

одаренности как, в первую очередь, социокультурного феномена, а

не только психологического. Реконструкция словообразовательного

состава слова «одаренный» и его семантики указывает на то, что оно

обозначает наличие некоторых врожденных, а не сформированных,

исключительных, особых качеств, которые человек получил в каче-

стве «дара» от внешних сил. В толковом словаре С.И. Ожегова слово

«одаренный» выступает как синоним слова «талантливый» [1, с. 380],

а «талантливый» — как обладающий талантом [1, с. 684]. Под талан-

том же, в свою очередь, понимаются «выдающиеся врожденные ка-

чества, особые природные данные» [1, с. 684]. Иными словами, ода-

ренность сродни врожденным достоинствам, которые с неизбежно-

стью проявятся в более успешной деятельности человека и в итоге

найдут выражение в очевидных социальных преимуществах.

Единодушие ученых наблюдается в признании факта связи ода-

ренности с природными задатками. Независимо от внутренней струк-

туры одаренности и ее онтологического статуса (либо как объективно

существующего феномена, либо возможности, способности) она вы-

ступает как система врожденных свойств индивида. Но если одарен-

ность врожденна, под сомнение ставится ее зависимость от культур-

но-исторических условий эпохи, в которую человеку выпало жить. И

тогда возникает закономерный вопрос: почему понятие одаренности

становится предметом психологической рефлексии лишь в ХХ в.?

Этот факт истории науки не находит объяснения, если рассмат-

ривать одаренность как чисто психический феномен. Если же рас-

сматривать ее как теоретический конструкт, то вопросы о том, при

каких условиях психологическая наука вырабатывает этот теоретиче-

ский конструкт, на какие философские (онтологические, гносеологиче-

ские, антропологические, аксиологические) и эмпирические предпо-

сылки она при этом опирается, приобретают вполне законный характер.

Подобно тому, как в современной психологии не только нет еди-

ного подхода к определению одаренности, но и существующие под-

ходы базируются на принципиально различных онтологических ос-

нованиях, так и в доньютоновской физике «с глубокой древности до