М.Л. Ивлева
2
Гуманитарный вестник
# 8·2016
Процесс формирования и развития этой концепции начался в та-
ких сферах общественного сознания, как религия, искусство, фило-
софия. Эволюцию концепции одаренности можно проследить на
уровне обыденного мышления. Гораздо позднее данная концепция
начала развиваться в рамках психологии как самостоятельной науки.
И это объясняется тем, что в генетическом смысле понятие одарен-
ности не является специфическим психологическим понятием. Об
этом свидетельствует существование аналога этого понятия в обы-
денном сознании, в естественном языке присутствует соответствую-
щий концепт. Мы исходим из факта объективного существования
одаренности как, в первую очередь, социокультурного феномена, а
не только психологического. Реконструкция словообразовательного
состава слова «одаренный» и его семантики указывает на то, что оно
обозначает наличие некоторых врожденных, а не сформированных,
исключительных, особых качеств, которые человек получил в каче-
стве «дара» от внешних сил. В толковом словаре С.И. Ожегова слово
«одаренный» выступает как синоним слова «талантливый» [1, с. 380],
а «талантливый» — как обладающий талантом [1, с. 684]. Под талан-
том же, в свою очередь, понимаются «выдающиеся врожденные ка-
чества, особые природные данные» [1, с. 684]. Иными словами, ода-
ренность сродни врожденным достоинствам, которые с неизбежно-
стью проявятся в более успешной деятельности человека и в итоге
найдут выражение в очевидных социальных преимуществах.
Единодушие ученых наблюдается в признании факта связи ода-
ренности с природными задатками. Независимо от внутренней струк-
туры одаренности и ее онтологического статуса (либо как объективно
существующего феномена, либо возможности, способности) она вы-
ступает как система врожденных свойств индивида. Но если одарен-
ность врожденна, под сомнение ставится ее зависимость от культур-
но-исторических условий эпохи, в которую человеку выпало жить. И
тогда возникает закономерный вопрос: почему понятие одаренности
становится предметом психологической рефлексии лишь в ХХ в.?
Этот факт истории науки не находит объяснения, если рассмат-
ривать одаренность как чисто психический феномен. Если же рас-
сматривать ее как теоретический конструкт, то вопросы о том, при
каких условиях психологическая наука вырабатывает этот теоретиче-
ский конструкт, на какие философские (онтологические, гносеологиче-
ские, антропологические, аксиологические) и эмпирические предпо-
сылки она при этом опирается, приобретают вполне законный характер.
Подобно тому, как в современной психологии не только нет еди-
ного подхода к определению одаренности, но и существующие под-
ходы базируются на принципиально различных онтологических ос-
нованиях, так и в доньютоновской физике «с глубокой древности до