Previous Page  5 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 11 Next Page
Page Background

Познавательная парадигма психологической науки и концептуализация одаренности

Гуманитарный вестник

# 8·2016 5

рассмотреть проблему в рамках категориального аппарата, разрабо-

танного Т. Куном для анализа естественных (причем «нормальных»)

наук. Отсюда вытекают три позиции, по-разному определяющие

эпистемологический статус психологии.

Согласно первой позиции, основывающейся на характеристике,

которую дал психологии сам Т. Кун, эта наука представляет собой

допарадигмальную область знания, т. е. парадигма в ней еще не

сформировалась.

Согласно второй позиции, распространенной среди психологов,

психология — это мультипарадигмальная наука, в ней существуют

несколько парадигм, представленных основными психологическими

теориями, — такими, как бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ, ли-

бо, в другой версии, позитивистская и гуманистическая парадигмы.

Согласно третьей позиции, концепция Т. Куна, возникшая как ре-

зультат обобщения истории естественных наук, вообще неприменима

к психологии, которая является не мультипарадигмальной или допа-

радигмальной, а внепарадигмальной областью знания [7].

Нам представляется, что исходя из приведенных выше оценок

Т. Куна, наиболее уместным применительно к психологии является

понятие экстрапарадигмальности, т. е. существования не просто в

условиях отсутствия собственной единой научной парадигмы (чему

соответствовали бы характеристики науки как допарадигмальной или

внепарадигмальной области знания), но использования внешних па-

радигм, т. е. парадигм, сформировавшихся вне данной науки, в дру-

гих областях знания, и шире духовной жизни.

Сразу оговоримся, что такой подход предполагает более широ-

кую трактовку понятия «парадигма», чем у Т. Куна. Но, как сейчас

будет показано, для этого есть основания.

Во-первых, сам Т. Кун, описывая противоборство «школ и шко-

лок» доньютоновской физики, по сути отражает факт опоры этих

научных школ на разные философские (включая онтологические,

гносеологические, аксиологические и др.) основания.

Во-вторых, нельзя не отметить, что Т. Кун в рамках своей теории

использует термин «парадигма» в специальном значении, более уз-

ком, чем общее значение данного термина, по сути говоря лишь о по-

знавательной парадигме определенного типа науки на определенном

этапе ее развития.

В своем первоначальном значении слово парадигма в переводе с

греческого означает «образец». В современной науке под парадигмой

понимают совокупность алгоритмов действий, норм и образцов,

принятых в конкретном сообществе по отношению к определенной

деятельности (парадигмы образования [8, с. 421], программирования,

культурная, языковая парадигмы). В основе этой совокупности ле-