Познавательная парадигма психологической науки и концептуализация одаренности
Гуманитарный вестник
# 8·2016 5
рассмотреть проблему в рамках категориального аппарата, разрабо-
танного Т. Куном для анализа естественных (причем «нормальных»)
наук. Отсюда вытекают три позиции, по-разному определяющие
эпистемологический статус психологии.
Согласно первой позиции, основывающейся на характеристике,
которую дал психологии сам Т. Кун, эта наука представляет собой
допарадигмальную область знания, т. е. парадигма в ней еще не
сформировалась.
Согласно второй позиции, распространенной среди психологов,
психология — это мультипарадигмальная наука, в ней существуют
несколько парадигм, представленных основными психологическими
теориями, — такими, как бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ, ли-
бо, в другой версии, позитивистская и гуманистическая парадигмы.
Согласно третьей позиции, концепция Т. Куна, возникшая как ре-
зультат обобщения истории естественных наук, вообще неприменима
к психологии, которая является не мультипарадигмальной или допа-
радигмальной, а внепарадигмальной областью знания [7].
Нам представляется, что исходя из приведенных выше оценок
Т. Куна, наиболее уместным применительно к психологии является
понятие экстрапарадигмальности, т. е. существования не просто в
условиях отсутствия собственной единой научной парадигмы (чему
соответствовали бы характеристики науки как допарадигмальной или
внепарадигмальной области знания), но использования внешних па-
радигм, т. е. парадигм, сформировавшихся вне данной науки, в дру-
гих областях знания, и шире духовной жизни.
Сразу оговоримся, что такой подход предполагает более широ-
кую трактовку понятия «парадигма», чем у Т. Куна. Но, как сейчас
будет показано, для этого есть основания.
Во-первых, сам Т. Кун, описывая противоборство «школ и шко-
лок» доньютоновской физики, по сути отражает факт опоры этих
научных школ на разные философские (включая онтологические,
гносеологические, аксиологические и др.) основания.
Во-вторых, нельзя не отметить, что Т. Кун в рамках своей теории
использует термин «парадигма» в специальном значении, более уз-
ком, чем общее значение данного термина, по сути говоря лишь о по-
знавательной парадигме определенного типа науки на определенном
этапе ее развития.
В своем первоначальном значении слово парадигма в переводе с
греческого означает «образец». В современной науке под парадигмой
понимают совокупность алгоритмов действий, норм и образцов,
принятых в конкретном сообществе по отношению к определенной
деятельности (парадигмы образования [8, с. 421], программирования,
культурная, языковая парадигмы). В основе этой совокупности ле-