Р.К. Боженкова, А.М. Боженкова
6
только в том, без чего суждение о нем теряет смысл
6
. Так, суть физи-
ческих объектов заключена в их действительном существовании. Для
того чтобы физическая теория или гипотеза имела смысл, она должна
предполагать существование соответствующих объектов. Суть фено-
менов лингвокультуры состоит в том, что они имеют значение для
людей; утеряв по какой-либо причине значение, они утрачивают
прежний статус, сохраняя физическое существование.
В лингвокультуре овеществляются отношения между людьми,
и овеществление это семиотично. В крайнем и самом ярком выраже-
нии — это вещь, выставленная в музее: там она знак самой себя.
Формой лингвокультурного значения служит ценность
7
.
Понимание в третьем поле ориентировано на эстетические оцен-
ки событий и поступков. Именно в этой области с наибольшей пол-
нотой реализует свои возможности естественный язык. Третье поле
понимания состоит не из изолированных значений, а из их сложных
переплетений — текстов.
Третье когнитивное поле сформировалось за исторически долгий
срок, и суть свою его феномены обрели тоже не сразу. Первоначаль-
но это были мифы, воспринимаемые сегодня как вымысел. Однако
миф возник и существовал среди тех и для тех, кто понимал его как
реальность
8
. Тексты мифов, взятые вне социально-исторического
контекста, производят впечатление художественных рассказов и
только. Вместе с тем эти же тексты предстают в совершенно ином
свете, как только мы начинаем знакомиться с ними сквозь призму со-
циальной организации человеческого общества. На ранних стадиях
становления производственно-социальных отношений миф выполня-
ет важные социальные и мировоззренческие функции, связанные с
категориями индивидуализации и обобщения и определяющие ду-
ховное развитие человека, его ценностно-нравственные ориенти-
ры [13].
6
Еще Аристотель выделил то качество вещей, которое он называл сутью их бы-
тия [11, с. 112], предполагая, что суть терминологически несколько отлична от
сущности.
7
Известен, например, список Лорана: «Бог, Родина, знания, долг, дружба,
нежность, жизнь, надежда» [12, с. 123]. Это ценности, которым не место за му-
зейным стеклом, они должны жить в сознании, и приходят они в сознание не
только из личного опыта, но и из повествовательных текстов — исторических,
фольклорных и художественно-литературных.
8
Мифы слагались в «детстве» человечества: таков был в ту эпоху способ пони-
мания действительности. Причем в текст, в эту «ткань», были непосредствен-
но вплетены люди — участники обрядов, в которых, возможно, и создавался
миф; быть может, составной частью мифа были и изображения, которые ныне
сохранились на скалах и стенах пещер. Мифы переходили буквально из уст
в уста, общение было в дописьменную эпоху единственной формой их соци-
ального существования.