Р.К. Боженкова, А.М. Боженкова
10
явление в виде звучания ответных текстов (устных или письменных)
и коммуникативных действий (вербальных, поведенческих) маскиру-
ет внутреннюю деятельность адресата, которая по своим целям и со-
держанию не просто продолжает процесс порождения речи, но явля-
ется активным ответным действием. Понимание текста/речи — это
реконструкция, то есть выявление и воссоздание заложенного авто-
ром в своем речевом продукте смысла. Более того, понимание так же,
как и речепорождение, носит творческий характер.
Поскольку текст имеет знаковую природу и компоненты его
связаны правилами кода, в процессе понимания языковое сознание
адресата разделяет текст на составляющие его элементы — знача-
щие отрезки — и переводит их в иную систему семантических ко-
довых образов, которые определяются его (адресата) этноменталь-
ными/индивидуальными особенностями и другими экстралингви-
стическими факторами. При этом речевое понимание не сводится
к суммированию языковых значений. Кодовый образ текста, возни-
кающий в результате его восприятия адресатом, не тождествен пер-
воначальному, авторскому. Реконструируя текст, реципиент соотно-
сит его с ситуацией общения и своими фоновыми знаниями, кото-
рые опираются на его прошлый опыт, извлеченный из памяти, и за-
висят от его ценностно-целевых установок и субъективных оценок
предмета общения и/или собеседника. В результате такой духовно-
практической деятельности смысл текста (текстовый семантический
образ) насыщается и конкретизируется.
Завершается формирование целостного смыслового образа текста
процедурой интерпретации — мысленного обобщения понятого, ко-
торое реализуется в форме словесного ответа, действия, жеста, ми-
мики и т. д. и является целостным толкованием понятого. Адекватное
ответное речевое действие (вербальное/невербальное) выступает по-
казателем адекватности понимания, и следовательно, успешности ре-
чевого акта.
Таким образом, понимание предстает многоуровневой познава-
тельной творческой деятельностью адресата как активного субъекта,
осуществляющего в своем сознании воспроизводство текста (произ-
ведения), в процессе реконструкции которого рождаются новые (до-
бавочные) смысловые компоненты. Преобразованный текст пред-
ставляет собой некий синтез объективно-истинного знания и субъек-
тивной значимости предмета для каждого конкретного индивида.
В свою очередь, понимание как творческий процесс, достраивающий
и наполняющий, обогащающий первоначальный смысл авторского
текста новыми смыслами, становится моделью созидания, а сам ре-
зультат понимания оказывается новым фактом лингвокультуры.