Лингвокультурологическая интерпретация процесса понимания текста
3
ствие, напротив, в этом вопросе долгое время исходили из установки,
что оно не более чем смысловое восприятие высказывания, а значит,
понимание и производство речи есть зеркально симметричные про-
цедуры.
Перспективы для анализа открылись, когда понимание стало осо-
знаваться в качестве комплексной проблемы, имеющей свои фило-
софские, социально-психологические, социально-культурные, исто-
рико-научные, лингвистические аспекты. В целом в науке намети-
лось несколько подходов к исследованию изучаемых нами явлений:
как к процессу (процессам); как к умению (умениям); как к деятель-
ности. Определение данных исследовательских сфер феномена по-
нимания не означает, однако, привязанности какой-либо конкретной
сферы к конкретной науке: реализация означенных направлений воз-
можна в рамках разных наук.
Наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляет науч-
ный подход, получивший название «деятельностно-коммуникативного»
[4, 5], согласно которому коммуникация, понимание текста, собствен-
но, речь рассматриваются как активная деятельность субъекта с види-
мым результатом, что соотносится с основными принципами отече-
ственной психологии в разработке личностно-деятельностного направ-
ления, а также с использованием достижений психологии в лингвисти-
ке
5
. При этом наиболее перспективным направлением представляется
рассмотрение проблемы на лингвокультурологической платформе.
В настоящей работе понимание текста, коммуникация, речь рас-
сматриваются лишь в относительной автономности друг от друга, как
виды речевой деятельности, где понимание прочитанного и сказан-
ного является внутренней стороной этой деятельности.
Трудность адекватного понимания текста/речи (и его научного
осмысления) заключается в том, что это совокупность сложных пси-
хологических процессов и психофизических действий динамического
характера, имеющих в своей основе разноуровневый анализ (на базе
ранее накопленных знаний), решение мыслительных задач, выявле-
ние закономерностей и последовательностей, запоминание: комму-
никация, речь, чтение текста требуют способности переноса знания
правил, экономных приемов и способов обработки информации на
новый материал [6,7]. Помимо того, сложность проблемы понимания
5
См. работы Бехтеревой Н.П., Богина Г.И., Бодалева А.А., Бодунова А.А.,
Брудного А.А., Брунера Дж., Брутяна Г.А., Ведина Ю.П., Выготского Л.С.,
Гальперина И.Р., Демьянкова В.З., Дридзе Т.М., Дубровского Д.И., Жинки-
на Н.И., Зинченко В.П., Иванова В.П., Канцельсона С.Д., Кедровского А.И.,
Киселевой Л.А., Клауса Г., Колшанского Г.В., Крымского С.Б., Левицко-
го В.Л., Леонтьева А.А., Лурии А.Р., Марковой А.К., Соковнина В.Н., Тарасо-
ва Е.Ф., Хомского Н., Чуприковой Н.И., Щедровицкого Г.П., Щербы Л.В.,
Юдина Э.Г. и др.