Р.К. Боженкова, А.М. Боженкова
4
текста/речи состоит в том, что не существует его (понимания) единой
модели: оно здесь реализуется в многообразии личностных особен-
ностей. Тем не менее нами были выявлены некоторые базисные ме-
ханизмы комплексного понимания текста/речи, его функциональной
природы.
Вопрос о сущности и функциях понимания как объекта изучения
в различных науках имеет неоднозначное и даже разноречивое тол-
кование.
Многие ученые термин «понимание» рассматривают как исход-
ный феномен мышления. Именно в понимании выражается участие
мышления в регуляции деятельности. «Мыслить человек начинает,
когда у него появляется потребность что-то понять» [8, c. 289] — эта
формула аксиоматична.
Способность понимать окружающий мир, других людей и самого
себя составляет необходимое условие реализации сущностных сил
человека как родового существа. Понять — значит обрести знание.
Такое знание, которое соединяет нечто ранее неизвестное с уже из-
вестным, превращает разрозненное в систему. Но к этому сущность
понимания не сводится: система, в которую включается новое зна-
ние, функциональна, действенна. Это система, ориентированная на
применение знания [9]. Иначе говоря, понимание выступает как при-
обретение знания и обращение его в составную часть психологиче-
ского механизма, регулирующего деятельность человека в соответ-
ствии с требованиями практики.
Суммируя множественные дефиниции, можно сказать, что пони-
мание — это многоуровневый познавательный процесс, направлен-
ный на выявление значения и смыслa предмета в процессе коммуни-
кации. Его механизмы связаны с аналитико-синтетической деятель-
ностью сознания, причем доминирующую роль играет акт синтеза
смысла, подготовленный предшествующим анализом.
Данные общенаучные посылки естественным образом организу-
ют «канву» лингвокультурологической интерпретации процесса по-
нимания текста/речи, «субстратом» которой является выделение трех
основных функций понимания: когнитивной, или собственно позна-
вательной, регуляторной и идеологической.
Когнитивная функция понимания заключается в том, чтобы обре-
сти определенное знание о языке и тексте и применить его; в резуль-
тате такого понимания знание становится частью внутреннего мира
человека и влияет на его дальнейшую практическую деятельность.
Человек деятелен в силу того, что является существом социаль-
ным, и в этом качестве он способен предвидеть вероятные послед-
ствия своих действий. Реализация возможностей, сбалансированная
с ответственностью за их осуществление, обусловлена регуляторной
функцией понимания, которая ставит деятельность в зависимость от