В.В. Легчилин
8
Гуманитарный вестник
# 5·2016
нового, современного и передового могут уничтожать или деформи-
ровать культурные нормы.
Понятия культурной нормы или норм культуры, хотя и медленно,
но неуклонно вытесняются из научного и даже общественного лекси-
кона куда-то на его периферию. В сфере образования они уже давно
заменены некими компетенциями и навыками, в средствах массовой
коммуникации эти термины просто отсутствуют, да и в официальных
государственных документах они даже не упоминаются.
Выявление взаимосвязи между архетипами коллективного бессо-
знательного и нормами культуры представляется актуальной и весь-
ма интересной проблемой для современных обществоведческих
и гуманитарных наук. Рискнем высказать предположение, что подоб-
ная взаимосвязь не просто имеет место, но и носит существенный
и значимый характер как для формирования определенного типа
личности, так и для воспроизводства общества определенного циви-
лизационного типа.
Борьба, которая разворачивается в сфере общественного сознания
в связи с размыванием нормативной базы отечественной культуры,
носит политический характер, она связана с интересами той части гос-
подствующего класса, который заинтересован в продвижении глоба-
лизации, подавлении или уничтожении всего национально особенного
противостоящего и сопротивляющегося ей. Психологические, психи-
ческие и ментальные архетипы тесно связаны, на наш взгляд, именно
с культурными нормами, а также мифами и языком. Они, с одной сто-
роны, могут быть рационально выявлены на основе анализа этих явле-
ний, а с другой стороны, ретранслируются поколениям, входящим
в жизнь при помощи их усвоения. Если использовать выражение
О. Шпенглера, то «способ переживания жизни» как обобщенная ха-
рактеристика качественной определенности данной цивилизации ка-
ким-то образом ретранслируется новым входящим в жизнь поколени-
ям. Подобная передача и усвоение возможны только через систему
воспитания и образования путем инкорпорирования (внедрения) в со-
знание подрастающих поколений образов героев как образцов для
подражания, моральных критериев оценки их действий и просто фор-
мирования способности мыслить и оценивать в рамках определенной
системы норм. Упомянутый ранее «способ переживания жизни» пред-
ставляет собой интегральный результат усвоения определенной куль-
турно-цивилизационной традиции и ее предписаний.
Основной точкой уязвимости для любой цивилизации, желающей
сохранить себя в условиях глобализации, является система образова-
ния и воспитания. «Хочешь победить врага — воспитай его детей», —
гласит старая мудрость. Все, что происходит в этой системе в послед-
нее время, свидетельствует о том, что патриотическая часть политиче-
ской элиты нашей страны либо не осознает угроз национальной без-