Previous Page  8 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 12 Next Page
Page Background

В.В. Легчилин

8

Гуманитарный вестник

# 5·2016

нового, современного и передового могут уничтожать или деформи-

ровать культурные нормы.

Понятия культурной нормы или норм культуры, хотя и медленно,

но неуклонно вытесняются из научного и даже общественного лекси-

кона куда-то на его периферию. В сфере образования они уже давно

заменены некими компетенциями и навыками, в средствах массовой

коммуникации эти термины просто отсутствуют, да и в официальных

государственных документах они даже не упоминаются.

Выявление взаимосвязи между архетипами коллективного бессо-

знательного и нормами культуры представляется актуальной и весь-

ма интересной проблемой для современных обществоведческих

и гуманитарных наук. Рискнем высказать предположение, что подоб-

ная взаимосвязь не просто имеет место, но и носит существенный

и значимый характер как для формирования определенного типа

личности, так и для воспроизводства общества определенного циви-

лизационного типа.

Борьба, которая разворачивается в сфере общественного сознания

в связи с размыванием нормативной базы отечественной культуры,

носит политический характер, она связана с интересами той части гос-

подствующего класса, который заинтересован в продвижении глоба-

лизации, подавлении или уничтожении всего национально особенного

противостоящего и сопротивляющегося ей. Психологические, психи-

ческие и ментальные архетипы тесно связаны, на наш взгляд, именно

с культурными нормами, а также мифами и языком. Они, с одной сто-

роны, могут быть рационально выявлены на основе анализа этих явле-

ний, а с другой стороны, ретранслируются поколениям, входящим

в жизнь при помощи их усвоения. Если использовать выражение

О. Шпенглера, то «способ переживания жизни» как обобщенная ха-

рактеристика качественной определенности данной цивилизации ка-

ким-то образом ретранслируется новым входящим в жизнь поколени-

ям. Подобная передача и усвоение возможны только через систему

воспитания и образования путем инкорпорирования (внедрения) в со-

знание подрастающих поколений образов героев как образцов для

подражания, моральных критериев оценки их действий и просто фор-

мирования способности мыслить и оценивать в рамках определенной

системы норм. Упомянутый ранее «способ переживания жизни» пред-

ставляет собой интегральный результат усвоения определенной куль-

турно-цивилизационной традиции и ее предписаний.

Основной точкой уязвимости для любой цивилизации, желающей

сохранить себя в условиях глобализации, является система образова-

ния и воспитания. «Хочешь победить врага — воспитай его детей», —

гласит старая мудрость. Все, что происходит в этой системе в послед-

нее время, свидетельствует о том, что патриотическая часть политиче-

ской элиты нашей страны либо не осознает угроз национальной без-