Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Русская цивилизация: угрозы воспроизводству, маскируемые как развитие

Гуманитарный вестник

# 5·2016 3

огромную роль играет такое явление, как постмодернизм, который

является, на наш взгляд, не столько продуктом развития собственно

европейской цивилизации, сколько интеллектуальной стратегией ее

уничтожения в интересах глобализации. И, наконец, государствен-

ность уничтожается путем приватизации — передачи государствен-

ных функций частным компаниям. Функции государства как важней-

шего института организации общественной жизни все более сводятся

к финансированию за счет бюджетных средств частных компаний, ко-

торые в свою очередь реально управляют различными сферами обще-

ственной жизни.

Социально-экономическими субъектами, заинтересованными в про-

цессе глобализации, выступают транснациональные корпорации, а их

политическими агентами — международное чиновничество, политики,

так или иначе с ними связанные и обслуживающие их интересы, а также

некоторая часть национальных бюрократий, коррумпированная и инте-

грированная с этими корпорациями.

Современная Россия все более последовательно движется по пу-

ти, опасному для сохранения цивилизационной идентичности. Она

все активнее вовлекается (под прикрытием следования тенденциям

мирового «развития») определенными политическими силами, дей-

ствующими внутри страны, в процессы трансформации основных со-

циальных подсистем, призванных воспроизводить и поддерживать

цивилизационную определенность и идентичность. Вопрос сохране-

ния цивилизационной определенности все отчетливее предстает как

проблема поддержания национальной безопасности.

Фундаментальные ценности и смыслы, лежащие в основе каждой

цивилизации, не могут передаваться новым поколениям на генетиче-

ском уровне. Они воспроизводятся через механизмы и институты со-

циализации. Церковь и государство, семья и школа, учреждения

культуры и средства массовой коммуникации, процессы образования

и воспитания призваны формировать в качестве образцового совер-

шенно конкретный тип личности. Важную роль в воспроизводстве

ценностей и норм цивилизации играет пример, который элитные

группы навязывают населению в качестве образцов мироощущения и

поведения.

В различные исторические эпохи идеальная модель личности,

или цель социализации, может определяться по-разному, но она все-

гда существует и носит «надэтнический» или универсальный харак-

тер. Цели социализации православного христианина и советского че-

ловека очень существенно различались между собой, но в то же вре-

мя, как становится ясно теперь, воспроизводили общий культурный

код русской цивилизации. Если под кодом мы подразумеваем систе-

му условных символов-сигналов, предназначенных для передачи ин-

формации, то представляется весьма важным раскрытие реальных