Русская цивилизация: угрозы воспроизводству, маскируемые как развитие
Гуманитарный вестник
# 5·2016 3
огромную роль играет такое явление, как постмодернизм, который
является, на наш взгляд, не столько продуктом развития собственно
европейской цивилизации, сколько интеллектуальной стратегией ее
уничтожения в интересах глобализации. И, наконец, государствен-
ность уничтожается путем приватизации — передачи государствен-
ных функций частным компаниям. Функции государства как важней-
шего института организации общественной жизни все более сводятся
к финансированию за счет бюджетных средств частных компаний, ко-
торые в свою очередь реально управляют различными сферами обще-
ственной жизни.
Социально-экономическими субъектами, заинтересованными в про-
цессе глобализации, выступают транснациональные корпорации, а их
политическими агентами — международное чиновничество, политики,
так или иначе с ними связанные и обслуживающие их интересы, а также
некоторая часть национальных бюрократий, коррумпированная и инте-
грированная с этими корпорациями.
Современная Россия все более последовательно движется по пу-
ти, опасному для сохранения цивилизационной идентичности. Она
все активнее вовлекается (под прикрытием следования тенденциям
мирового «развития») определенными политическими силами, дей-
ствующими внутри страны, в процессы трансформации основных со-
циальных подсистем, призванных воспроизводить и поддерживать
цивилизационную определенность и идентичность. Вопрос сохране-
ния цивилизационной определенности все отчетливее предстает как
проблема поддержания национальной безопасности.
Фундаментальные ценности и смыслы, лежащие в основе каждой
цивилизации, не могут передаваться новым поколениям на генетиче-
ском уровне. Они воспроизводятся через механизмы и институты со-
циализации. Церковь и государство, семья и школа, учреждения
культуры и средства массовой коммуникации, процессы образования
и воспитания призваны формировать в качестве образцового совер-
шенно конкретный тип личности. Важную роль в воспроизводстве
ценностей и норм цивилизации играет пример, который элитные
группы навязывают населению в качестве образцов мироощущения и
поведения.
В различные исторические эпохи идеальная модель личности,
или цель социализации, может определяться по-разному, но она все-
гда существует и носит «надэтнический» или универсальный харак-
тер. Цели социализации православного христианина и советского че-
ловека очень существенно различались между собой, но в то же вре-
мя, как становится ясно теперь, воспроизводили общий культурный
код русской цивилизации. Если под кодом мы подразумеваем систе-
му условных символов-сигналов, предназначенных для передачи ин-
формации, то представляется весьма важным раскрытие реальных