Previous Page  4 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 12 Next Page
Page Background

В.В. Легчилин

4

Гуманитарный вестник

# 5·2016

смыслов, стоящих за этими символами и выявление внутренней ло-

гики системы кодирования.

К сожалению, и то, и другое во многом остается не раскрытым,

не расшифрованным, если понимать код как нечто явно не опреде-

ленное и требующее раскрытия путем осмысления как исторической

практики, так и багажа смыслов русской духовной культуры.

Некоторые современные авторы (С.Э. Кургинян, А.С. Панарин

и др.) вслед за В.С. Соловьевым настаивают на том, что система

смыслов в русской цивилизации основывается на

требовании един-

ства истины, добра и красоты.

А с раскрытием смыслового содержания, которое наполняет ос-

новные понятия, играющие роль символов или ценностей, все обсто-

ит значительно хуже. К сожалению, в современном социально-

гуманитарном знании преобладает аналитика знаков, а не аналитика

смыслов. Мы все более и более погружаемся в игру с понятиями, со

словами, давно и абсолютно утратившими связь с явлениями или

процессами, которые они должны были обозначать.

Можно отметить, что широкое применение математических мо-

делей и цифровых технологий постоянно усиливают этот процесс

разрыва связей между знаками, символами и смыслами. Огромные

базы данных могут анализироваться только через формализацию,

а значит обеднение и унификацию реального содержания информа-

ции. Статистические методы, которыми пользуется современная со-

циология, как правило, не требуют уточнения смысловых различий,

имеющих место у представителей различных цивилизаций в содер-

жании, вкладываемом в те или иные ценности.

В качестве примера подобной потери понимания смыслового со-

держания культурного кода русской цивилизации можно привести

расхожее утверждение о том, что главной фундаментальной ценно-

стью русской цивилизации является поиск справедливости и стрем-

ление к ней.

Даже если проигнорировать традиционный либеральный контрар-

гумент о вопиющей социальной несправедливости, царящей в россий-

ском обществе на протяжении практически всей его реальной истории,

придется признать, что содержательно справедливость понимается по-

разному, в зависимости от многих факторов.

Во-первых, понимание справедливости носит исторически обу-

словленный характер. Во-вторых, представители различных классов

и групп общества в одну и ту же историческую эпоху наполняют ее

понимание различным содержанием. И, в-третьих, реальное содер-

жание понятия «справедливость» существенно различается в разных

цивилизациях и культурах, так как подразумевает соотнесение с не-

ким идеалом, который может называться царством божием, обще-

ством равных возможностей, коммунизмом или как-либо еще, но со-