В.В. Легчилин
4
Гуманитарный вестник
# 5·2016
смыслов, стоящих за этими символами и выявление внутренней ло-
гики системы кодирования.
К сожалению, и то, и другое во многом остается не раскрытым,
не расшифрованным, если понимать код как нечто явно не опреде-
ленное и требующее раскрытия путем осмысления как исторической
практики, так и багажа смыслов русской духовной культуры.
Некоторые современные авторы (С.Э. Кургинян, А.С. Панарин
и др.) вслед за В.С. Соловьевым настаивают на том, что система
смыслов в русской цивилизации основывается на
требовании един-
ства истины, добра и красоты.
А с раскрытием смыслового содержания, которое наполняет ос-
новные понятия, играющие роль символов или ценностей, все обсто-
ит значительно хуже. К сожалению, в современном социально-
гуманитарном знании преобладает аналитика знаков, а не аналитика
смыслов. Мы все более и более погружаемся в игру с понятиями, со
словами, давно и абсолютно утратившими связь с явлениями или
процессами, которые они должны были обозначать.
Можно отметить, что широкое применение математических мо-
делей и цифровых технологий постоянно усиливают этот процесс
разрыва связей между знаками, символами и смыслами. Огромные
базы данных могут анализироваться только через формализацию,
а значит обеднение и унификацию реального содержания информа-
ции. Статистические методы, которыми пользуется современная со-
циология, как правило, не требуют уточнения смысловых различий,
имеющих место у представителей различных цивилизаций в содер-
жании, вкладываемом в те или иные ценности.
В качестве примера подобной потери понимания смыслового со-
держания культурного кода русской цивилизации можно привести
расхожее утверждение о том, что главной фундаментальной ценно-
стью русской цивилизации является поиск справедливости и стрем-
ление к ней.
Даже если проигнорировать традиционный либеральный контрар-
гумент о вопиющей социальной несправедливости, царящей в россий-
ском обществе на протяжении практически всей его реальной истории,
придется признать, что содержательно справедливость понимается по-
разному, в зависимости от многих факторов.
Во-первых, понимание справедливости носит исторически обу-
словленный характер. Во-вторых, представители различных классов
и групп общества в одну и ту же историческую эпоху наполняют ее
понимание различным содержанием. И, в-третьих, реальное содер-
жание понятия «справедливость» существенно различается в разных
цивилизациях и культурах, так как подразумевает соотнесение с не-
ким идеалом, который может называться царством божием, обще-
ством равных возможностей, коммунизмом или как-либо еще, но со-