Previous Page  5 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 12 Next Page
Page Background

Русская цивилизация: угрозы воспроизводству, маскируемые как развитие

Гуманитарный вестник

# 5·2016 5

вершенно необходим для соотнесения с нормативным образцом для

выявления смыслового содержания.

Как совершенно точно отмечает А.С. Панарин, понятие цивили-

зации «выражает некую культурноисторическую органику, дающую

о себе знать в сфере неформальных значений — в виде коллективных

архетипов, традиций, культурного наследия и всего того, что опреде-

ляет наши мысли и практики не по жесткой принудительности закона

и приказа, а по мягкой принудительности спонтанного побуждения»

[3, с. 334].

Со времен Аристотеля в смысловом анализе понятия «справедли-

вость» различают уравнивающую и распределяющую составляющие.

И православие, и ислам (две наиболее распространенные в России

религии) настаивают на равной ничтожности людей перед богом

(уравнивающая сторона), но подчеркивают различия в обязанностях,

которые создатель налагает на людей (распределяющая сторона).

Культурно-смысловой архетип понимания справедливости, который

должен был сложиться на подобной основе, акцентирует требование

максимально возможного равенства как выражения справедливости и

готовности исполнять свой долг («нести свой крест»), даже если обя-

занности распределены не поровну. Спонтанное побуждение, зало-

женное в культурный архетип, о котором говорилось выше, требует

жертвенности в надежде на неизбежное торжество справедливости

и наличие высшей силы, которая ее все-таки обязательно установит.

(Не случайно марксистские законы общественного развития в совет-

ской идеологии приобретали характер надъестественной силы, кото-

рая неизбежно приведет к благу для каждого.)

Зададимся простым вопросом: почему воин стоял насмерть за

землю русскую и погибал за нее? Разве его не обижал князь, не об-

манывал купец, не смотрели на него как на нахлебника посадские

и крестьяне, наконец, может быть жена всегда была ему верна и его

очень любили дети? Наверное, в реальной жизни все было далеко от

подобной идиллии. Русский человек исполнял свой долг, он работал,

сражался и умирал ради других, ради продолжения их жизни и до-

стижения их земного счастья, потому что бескорыстная жертвен-

ность, воплощенная в подвиге Христа, стала высшим образцом

и главным архетипом в русской цивилизации, и не только для хри-

стианской части ее населения. Советские атеисты, отрицая религию

и борясь с христианством, в тысячах примеров героического самопо-

жертвования ради торжества дела коммунизма невольно воспроизво-

дили вполне религиозно-христианский архетип. Религиозный идеал

самопожертвования во имя добра, света и блага ближних оставался

в советской культуре пусть недостижимым для многих, но образцом,

к которому необходимо стремиться и которым нельзя не восхищать-

ся, хотя религиозный источник подобного архетипа даже не замалчи-