В.В. Легчилин
10
Гуманитарный вестник
# 5·2016
ние связанного с явлением эмоционально-нравственного отношения,
которое неизбежно из этого вытекает, и есть прямая перекодировка.
Казалось бы, на пути этой тенденции уродования и трансформа-
ции родного языка стоит неприступный бастион великой русской ли-
тературы. Но художественная литература в современном обществе
перестала быть источником смыслов, жизненных целей и культурных
образцов. Благодаря коммерциализации издательского дела и подме-
ны вдумчивой критики технологиями пиара литература превратилась
в развлечение и способ отвлечения от реальных проблем. В стране,
давшей миру величайших писателей, самыми издаваемыми стали
книги Д. Донцовой, Т. Устиновой и Б. Акунина. А учитывая количе-
ство часов и уровень преподавания литературы в средней школе, по-
добные катастрофические изменения роли и влияния классического
литературного наследия будут только усиливаться.
Когда в современном мире исследуются такие ценности, как сво-
бода, патриотизм, справедливость или даже более очевидные — лю-
бовь и семья, необходимо понимать, что представители различных
цивилизаций будут вкладывать в эти понятия разные смыслы. Со-
держательно они связаны с личным жизненным опытом, его осмыс-
лением на основе полученного образования и эффектами заражения
стереотипами, царящими в обществе. Последние ретранслируются
массмедиа, но вырабатываются и предлагаются обществу господ-
ствующими социальными группами. Клептократия, сформировавша-
яся в нашей стране в 1990-е годы, не национальный феномен, а про-
дукт глобалистского проекта и той роли, которую этот проект отвел
России в современном мире. Клептократия естественным образом
продуцирует и навязывает обществу в качестве образцов и целей
постмодернистские стереотипы гедонистического потребительства
и эгоцентризма, которые чужды национальной культуре, но соответ-
ствуют мировым тенденциям.
Еще более разрушительные последствия для усвоения норм наци-
ональной культуры, ее смыслов и ценностей несут форсайт-проекты
«Образование 2030» и «Компетенции 2030», усиленно продвигаемые
Агентством стратегических инициатив [6].
Найдется ли в нашей стране политический субъект, способный
остановить этот процесс деградации русской цивилизации? Какой
общественный класс или социальные слои могут стать его опорой?
Ответы на эти вопросы даст только время. Но осознание того, что
битва за будущее русской цивилизации идет не столько в экономике
и политике, сколько в сфере образования и духовной культуры — это
важнейшая политическая проблема современной России.
Одна из наиболее устойчивых мифологем русской культурной
традиции — вера в то, что на войне нас победить нельзя, что на поле
брани всегда проявятся жертвенность и героизм и победа будет за