Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

В.В. Легчилин

2

Гуманитарный вестник

# 5·2016

ны, воспроизводятся, а с другой, изменяются и развиваются. Однако

развитие и связанные с ним изменения требуют сохранения каче-

ственной определенности данной цивилизации. Сразу отметим, что

цивилизация воспроизводит себя, обеспечивая создание определен-

ного типа личности людей, являющихся носителями ценностей

и смыслов, характерных для данной цивилизационной общности.

Цивилизационный подход требует обращать внимание на сохранение

или изменение границ географического ареала данной цивилизации.

Из этого подхода вытекает необходимость поиска внутренних зако-

номерностей функционирования и развития конкретного цивилиза-

ционного субъекта. Но не меньшего внимания требует и анализ ме-

ханизмов и институтов воспроизводства идентичности в рамках дан-

ной цивилизации, поддержания ее верности самой себе, особенно

если мы рассматриваем данную цивилизацию как ценность и даже

как самоценность, требующую защиты и сохранения.

Возможен ведь и такой вариант социальных изменений, когда

происходит процесс трансформации цивилизации в нечто иное,

например, медленное ее поглощение и растворение в более жизне-

способной цивилизации путем добровольной или принудительной

интеграции. Заимствования чужеродных моделей организации обще-

ственной жизни и трансформации ценностных систем ее человече-

ского субстрата могут служить развитию, но могут вести и к исчез-

новению конкретного цивилизационного комплекса.

В современном мире подобный ход событий может быть связан

как с известной еще со времен Н.Я. Данилевского «колонизацией»,

так и с качественно новым явлением — глобализацией. И если геопо-

литически колонизация может проходить на периферийных окраи-

нах, а ядро цивилизации не затрагивать, то глобализация как процесс

тотальной трансформации подобными ограничительными свойства-

ми не обладает.

Довольно часто глобализацию трактуют как продукт развития за-

падной цивилизации и некую форму «универсализации» ее фунда-

ментальных основ, но такой подход представляется как минимум

упрощением, а при более внимательном рассмотрении — ошибкой.

Глобализация трансформирует западную цивилизацию, отрицая

и уничтожая ее основания не в меньшей степени, чем фундаменталь-

ные особенности любой другой. В религиозном плане все более оче-

видным становится процесс дехристианизации европейских стран.

В культуре набирает силу отказ от «общественно-обязательных»

смыслов, ориентиров и норм и признание атомизированых, нарци-

стических индивидов единственной реальной «ценностью» совре-

менного мира. Если понимать культуру как систему предписаний,

норм и запретов, то культура западная разрушается более быстро

и успешно, чем любая другая в современном мире. В этом смысле