В.В. Легчилин
2
Гуманитарный вестник
# 5·2016
ны, воспроизводятся, а с другой, изменяются и развиваются. Однако
развитие и связанные с ним изменения требуют сохранения каче-
ственной определенности данной цивилизации. Сразу отметим, что
цивилизация воспроизводит себя, обеспечивая создание определен-
ного типа личности людей, являющихся носителями ценностей
и смыслов, характерных для данной цивилизационной общности.
Цивилизационный подход требует обращать внимание на сохранение
или изменение границ географического ареала данной цивилизации.
Из этого подхода вытекает необходимость поиска внутренних зако-
номерностей функционирования и развития конкретного цивилиза-
ционного субъекта. Но не меньшего внимания требует и анализ ме-
ханизмов и институтов воспроизводства идентичности в рамках дан-
ной цивилизации, поддержания ее верности самой себе, особенно
если мы рассматриваем данную цивилизацию как ценность и даже
как самоценность, требующую защиты и сохранения.
Возможен ведь и такой вариант социальных изменений, когда
происходит процесс трансформации цивилизации в нечто иное,
например, медленное ее поглощение и растворение в более жизне-
способной цивилизации путем добровольной или принудительной
интеграции. Заимствования чужеродных моделей организации обще-
ственной жизни и трансформации ценностных систем ее человече-
ского субстрата могут служить развитию, но могут вести и к исчез-
новению конкретного цивилизационного комплекса.
В современном мире подобный ход событий может быть связан
как с известной еще со времен Н.Я. Данилевского «колонизацией»,
так и с качественно новым явлением — глобализацией. И если геопо-
литически колонизация может проходить на периферийных окраи-
нах, а ядро цивилизации не затрагивать, то глобализация как процесс
тотальной трансформации подобными ограничительными свойства-
ми не обладает.
Довольно часто глобализацию трактуют как продукт развития за-
падной цивилизации и некую форму «универсализации» ее фунда-
ментальных основ, но такой подход представляется как минимум
упрощением, а при более внимательном рассмотрении — ошибкой.
Глобализация трансформирует западную цивилизацию, отрицая
и уничтожая ее основания не в меньшей степени, чем фундаменталь-
ные особенности любой другой. В религиозном плане все более оче-
видным становится процесс дехристианизации европейских стран.
В культуре набирает силу отказ от «общественно-обязательных»
смыслов, ориентиров и норм и признание атомизированых, нарци-
стических индивидов единственной реальной «ценностью» совре-
менного мира. Если понимать культуру как систему предписаний,
норм и запретов, то культура западная разрушается более быстро
и успешно, чем любая другая в современном мире. В этом смысле