Previous Page  7 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 12 Next Page
Page Background

Русская цивилизация: угрозы воспроизводству, маскируемые как развитие

Гуманитарный вестник

# 5·2016 7

идеологического института в современном обществе есть как мини-

мум три отряда влиятельных оппонентов. Первый из них — это рели-

гиозные деятели, представляющие другие вероисповедания. Они от-

чаянно сражаются за паству и не желают сдавать своих позиций, хотя

готовы к диалогу и даже сотрудничеству по определенному кругу

вопросов, особенно по борьбе с ростом влияния в нашем обществе

различных групп сектантского толка. Вторым можно назвать научное

сообщество, исповедующее рационализм и отвергающее религию как

разновидность ложного сознания. Оно будет, как и ранее, критико-

вать церковь как носительницу этого сознания и выгодополучателя

от его распространения и эксплуатации. И, наконец, третьим высту-

пает либеральная интеллигенция в единстве с поборниками глобали-

зации (в наше стране это трудноразличимые, но не всегда совпадаю-

щие сообщества), которые при каждом удобном случае напоминают

о светском характере современного государства и необходимости

рассматривать религию как частное дело, личный выбор и не более.

Любая попытка возвращения к первоистокам на уровне всего

общества или тем более государства, накладываясь на полиэтнич-

ность, поликонфессиональность и идеологическую разобщенность

нашего общества в его сегодняшнем состоянии, автоматически по-

рождает проблему расколов, роста конфликтности и угрозу дестаби-

лизации и без того хрупких социальных структур при любом выпя-

чивании религиозного фактора. Религия является основой идеала, но

она уж точно не единственный его источник. Религиозные истоки тех

или иных общепринятых мифологем и коллективных архетипов мо-

гут быть названы и обозначены, но сами архетипы, на наш взгляд,

должны быть рационализированы, точнее им необходимо придать

абсолютно светскую форму.

Роль подобной светской формы могли бы сыграть понятия «куль-

турный образец» и «норма культуры». В них присутствуют и ограни-

чительный, и оценочный, и векторный (в смысле желательного

направления дальнейшего движения и развития) элементы. Но борьба,

которую ведет отечественная интеллигенция за свободу творчества

и против любых попыток эту свободу ограничить не только со сторо-

ны государства, но и других институтов гражданского общества,

приводит к вытеснению данных понятий на периферию обществен-

ного сознания. Энтузиастам свободы творчества вторят рыночные

ортодоксы, которые настаивают на единственном критерии приемле-

мости для общества того или иного культурного продукта — его спо-

собности быть проданным на рынке.

Давно замечено, что угроза нормам культуры исходит не от низов

общества, которые оно способно подавить или проконтролировать,

а от его верхов. Именно последние, преследуя свои узкогрупповые

цели и используя самые разные методы, включающие навязывание