Русская цивилизация: угрозы воспроизводству, маскируемые как развитие
Гуманитарный вестник
# 5·2016 7
идеологического института в современном обществе есть как мини-
мум три отряда влиятельных оппонентов. Первый из них — это рели-
гиозные деятели, представляющие другие вероисповедания. Они от-
чаянно сражаются за паству и не желают сдавать своих позиций, хотя
готовы к диалогу и даже сотрудничеству по определенному кругу
вопросов, особенно по борьбе с ростом влияния в нашем обществе
различных групп сектантского толка. Вторым можно назвать научное
сообщество, исповедующее рационализм и отвергающее религию как
разновидность ложного сознания. Оно будет, как и ранее, критико-
вать церковь как носительницу этого сознания и выгодополучателя
от его распространения и эксплуатации. И, наконец, третьим высту-
пает либеральная интеллигенция в единстве с поборниками глобали-
зации (в наше стране это трудноразличимые, но не всегда совпадаю-
щие сообщества), которые при каждом удобном случае напоминают
о светском характере современного государства и необходимости
рассматривать религию как частное дело, личный выбор и не более.
Любая попытка возвращения к первоистокам на уровне всего
общества или тем более государства, накладываясь на полиэтнич-
ность, поликонфессиональность и идеологическую разобщенность
нашего общества в его сегодняшнем состоянии, автоматически по-
рождает проблему расколов, роста конфликтности и угрозу дестаби-
лизации и без того хрупких социальных структур при любом выпя-
чивании религиозного фактора. Религия является основой идеала, но
она уж точно не единственный его источник. Религиозные истоки тех
или иных общепринятых мифологем и коллективных архетипов мо-
гут быть названы и обозначены, но сами архетипы, на наш взгляд,
должны быть рационализированы, точнее им необходимо придать
абсолютно светскую форму.
Роль подобной светской формы могли бы сыграть понятия «куль-
турный образец» и «норма культуры». В них присутствуют и ограни-
чительный, и оценочный, и векторный (в смысле желательного
направления дальнейшего движения и развития) элементы. Но борьба,
которую ведет отечественная интеллигенция за свободу творчества
и против любых попыток эту свободу ограничить не только со сторо-
ны государства, но и других институтов гражданского общества,
приводит к вытеснению данных понятий на периферию обществен-
ного сознания. Энтузиастам свободы творчества вторят рыночные
ортодоксы, которые настаивают на единственном критерии приемле-
мости для общества того или иного культурного продукта — его спо-
собности быть проданным на рынке.
Давно замечено, что угроза нормам культуры исходит не от низов
общества, которые оно способно подавить или проконтролировать,
а от его верхов. Именно последние, преследуя свои узкогрупповые
цели и используя самые разные методы, включающие навязывание