В.В. Легчилин
6
Гуманитарный вестник
# 5·2016
вался, а просто игнорировался. Именно Христос шел, будучи без-
грешным и невинным, на страдания, на крест, на смерть, чтобы спа-
сти других и указать им путь к спасению, причем именно бескорыст-
но и именно для всех.
Подобный фундамент культурного кода противостоит нарожда-
ющейся современной глобальной цивилизации в качестве прямого
отрицания эгоцентрических и своекорыстных основ ее организации и
уже потому должен рассматриваться ее поборниками в качестве
смертельной опасности. «У больших денег вызывает бешеную нена-
висть все то, что сохраняет статус непродаваемой ценности: ведь
здесь экономическая власть упирается в пределы, которые она сего-
дня терпеть не намерена» [3, с. 353]. Но дело не только в нерыночном
характере культурного образца, но и в его аскетическом и коллекти-
вистском началах. Гедонистической этике в нем противостоит этика
долга, идее свободы как возможности творить произвол — идея сво-
боды выбора субъекта служения (свет — тьма, жизнь вечная —
смерть, дело коммунизма — личная корысть), индивидуализму —
соборный поиск общности пути к целям, обязательным для всех
и каждого.
Религиозная традиция в русской культуре говорит о том, что че-
ловек должен быть христианином, и подробно расшифровывает, что
это значит, что это требует от человека. Но и светская традиция тре-
бует от индивида быть личностью, человеком, и как только мы начи-
наем анализировать смысл этого требования, он удивительно начина-
ет совпадать со смыслом религиозного требования быть настоящим
христианином.
На этой основе делается простой, казалось бы, вывод, что надо
перестать «мудрить» и вернуться к первоистокам, иначе говоря, в ло-
но православного христианства как веры и церкви как ее хранитель-
ницы. Но современное общество носит светский характер, государ-
ство отделено от церкви, образование, если мы хотим выживать
и развиваться, должно быть научным, а не религиозным, и т. д. Лю-
бой возврат к религиозным истокам ввергает нас в архаику, которая
угрожает самой идее развития, а значит и простого выживания дан-
ной цивилизации, не говоря уже о том, что подобный возврат не реа-
листичен.
Неоспоримое преимущество религиозного обоснования заключа-
ется в том, что оно опирается на непререкаемый авторитет воли бога
и излагающего ее священного текста. Любая светская форма в этом
смысле уязвима, она носит, если так можно выразиться, дискуссион-
ный характер, т. е. может подвергаться оспариванию, критике и про-
воцировать поиск альтернатив.
У Русской православной церкви в качестве претендента на роль
не просто хранительницы цивилизационных устоев, но и главного