Previous Page  6 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 12 Next Page
Page Background

В.В. Легчилин

6

Гуманитарный вестник

# 5·2016

вался, а просто игнорировался. Именно Христос шел, будучи без-

грешным и невинным, на страдания, на крест, на смерть, чтобы спа-

сти других и указать им путь к спасению, причем именно бескорыст-

но и именно для всех.

Подобный фундамент культурного кода противостоит нарожда-

ющейся современной глобальной цивилизации в качестве прямого

отрицания эгоцентрических и своекорыстных основ ее организации и

уже потому должен рассматриваться ее поборниками в качестве

смертельной опасности. «У больших денег вызывает бешеную нена-

висть все то, что сохраняет статус непродаваемой ценности: ведь

здесь экономическая власть упирается в пределы, которые она сего-

дня терпеть не намерена» [3, с. 353]. Но дело не только в нерыночном

характере культурного образца, но и в его аскетическом и коллекти-

вистском началах. Гедонистической этике в нем противостоит этика

долга, идее свободы как возможности творить произвол — идея сво-

боды выбора субъекта служения (свет — тьма, жизнь вечная —

смерть, дело коммунизма — личная корысть), индивидуализму —

соборный поиск общности пути к целям, обязательным для всех

и каждого.

Религиозная традиция в русской культуре говорит о том, что че-

ловек должен быть христианином, и подробно расшифровывает, что

это значит, что это требует от человека. Но и светская традиция тре-

бует от индивида быть личностью, человеком, и как только мы начи-

наем анализировать смысл этого требования, он удивительно начина-

ет совпадать со смыслом религиозного требования быть настоящим

христианином.

На этой основе делается простой, казалось бы, вывод, что надо

перестать «мудрить» и вернуться к первоистокам, иначе говоря, в ло-

но православного христианства как веры и церкви как ее хранитель-

ницы. Но современное общество носит светский характер, государ-

ство отделено от церкви, образование, если мы хотим выживать

и развиваться, должно быть научным, а не религиозным, и т. д. Лю-

бой возврат к религиозным истокам ввергает нас в архаику, которая

угрожает самой идее развития, а значит и простого выживания дан-

ной цивилизации, не говоря уже о том, что подобный возврат не реа-

листичен.

Неоспоримое преимущество религиозного обоснования заключа-

ется в том, что оно опирается на непререкаемый авторитет воли бога

и излагающего ее священного текста. Любая светская форма в этом

смысле уязвима, она носит, если так можно выразиться, дискуссион-

ный характер, т. е. может подвергаться оспариванию, критике и про-

воцировать поиск альтернатив.

У Русской православной церкви в качестве претендента на роль

не просто хранительницы цивилизационных устоев, но и главного