Особенности русской философии перед лицом социальных вызовов современности
Гуманитарный вестник
# 1
2016 9
Эмиграция была не их выбором, а революционным насилием над
ними. Они не были политическими борцами. На борту парохода у
Н.О. Лосского спросили о причинах высылки. Он ответил: «За мою
религиозно-философскую идеологию». Значит, «мои противники в
тайне признают истинным тезис: сознание определяет бытие, дух
господствует над материей…» П.А. Сорокин покинул Родину в сен-
тябре 1922 г. А в октябре этого же года в Берлине в докладе о совре-
менном состоянии в России он говорил о том, что коммунистическая
идеология не встречает сочувствия у 98–99 % населения страны.
В этих условиях у коммунистической бюрократии был один способ
сохранить власть — репрессии [13]. Но оказавшись в эмиграции, рус-
ские мыслители продолжали любить Россию, ту, которая уже не су-
ществовала, но жила в их памяти.
Не все были высланы. Остался П.А. Флоренский («русский Лео-
нардо»), но оказался в лагере на Соловках, там же расстрелян. В день
расстрела заключенные стали на колени, почтив память мыслителя.
Остался Г.Г. Шпет. Через Луначарского он «вычеркивает» себя из
списка «философского парохода», чтобы провозгласить программу
создания научной философии в отличие от религиозной. Он критиче-
ски относился к предреволюционной русской философии, особенно к
религиозной (Бердяева он любил называть «Белибердяевым»). Взгля-
ды его менялись, и в 1920-е гг. он писал даже о солидарности с рядом
идей В.С. Соловьева и С.Н. Трубецкого. Однако в 1930-х гг. ареста не
избежал, в 1937 г. расстрелян. Остался А.Ф. Лосев — «философ име-
ни» и «мифа». Уцелел чудом. Он строил Беломорско-Балтийский ка-
нал, что губительно сказалось на его здоровье. От него духовное пре-
емство получили С.С. Аверинцев и В.В. Бибихин.
Были и другие интересные идеи в религиозной философии. Так,
А.С. Хомяков ввел в русскую мысль понятие «соборности» (такого
понятия в западной философии нет), которое стало для нее стержне-
вым. У В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева идея соборности трансфор-
мировалась в понятие всеединства, у П.А. Флоренского сведена к
коллективизму. У материалистов Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писаре-
ва, П.А. Кропоткина она воспринимается как идея солидарности, вза-
имопомощи. Наиболее точно и лапидарно определил это понятие
Н.О. Лосский: «Соборность означает сочетание свободы и единства
многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолют-
ным ценностям». У А.С. Хомякова идея соборности имеет смысл в
сфере церковной жизни, но она важна и для политической жизни.
Свобода без единства ведет к анархии, разделению, размежеванию,
утере взаимопонимания. Единство без свободы — это насилие над
волей человека. Соборность, трактуемая русскими мыслителями как
грядущее единение мира, предвосхитила процесс глобализации.