А.Г. Спирина
6
Гуманитарный вестник
# 1
2016
должил М.А. Бакунин. Однако в отличие от предшественников он
открыто выводит утопию на политическую арену. Его утопизм носит
ярко выраженный революционный характер [6].
Линию революционного утопизма продолжил А.И. Герцен. Поз-
же философ критиковал утопизм, показывал, что он своими корнями
уходит в религиозную почву, но от веры в идеальное общество не
отказывался. А.И. Герцен возлагал надежды на русскую общину,
предвосхищая тем самым утопии народничества.
Опыт двух русских революций — 1905 и 1917 гг. — обнаружил
страшные последствия основанной на утопии политической борьбы.
Это побудило религиозных философов С.Л. Франка, Н.А. Бердяева,
Г.В. Флоровского, С.Н. Булгакова и других к критике утопического
сознания, пояснению его несовместимости с сознанием религиозным.
Если христианство в несовершенном обществе созидает совершенно-
го человека (религиозно-нравственного), то утописты призывают из
несовершенных людей построить совершенное общество.
В.С. Соловьев, размышляя о призвании России, разрабатывал
учение о теократии, где в земной жизни человечества соединяются в
гармоничном единстве церковь, общество, государство. Основанная
на вселенской церкви (объединение всех трех направлений в христи-
анстве) теократия устранит все религиозные и государственные про-
тиворечия, т. е. источник зла. Однако столкновение с действительно-
стью при попытках внедрить идеи вселенской церкви в жизнь заста-
вили философа разочароваться в теократической утопии, и он
написал такие слова:
И третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.
В «Краткой повести об Антихристе» и философском диалоге
«Три разговора» В.С. Соловьев сообщает о пришествии Антихриста
и страшном последнем Суде Божьем. Эсхатологично понимание про-
гресса и у Н.А. Бердяева. Оно включает в себя две возможности —
«или царство Божье на земле», или царство Антихристово. Чаяния
самого Бердяева связаны с первой возможностью религиозного опреде-
ления «судеб истории». Теократия, замена государства церковью —
это и есть осуществление прогресса [7]. Эсхатологические настрое-
ния были и у других религиозных философов — К.Н. Леонтьева,
В.В. Розанова, С.Н. Булгакова.
Оптимистическую утопию разработал автор философии «общего
дела» Н.Ф. Федоров (идеями которого о «воскрешении отцов» увле-
кался Н.А. Бердяев). Он видел «общее дело» всех людей в борьбе с
главным и единственно всеобщим врагом — смертью — ради дости-
жения личного бессмертия каждым человеком, он считал сыновним
долгом воскрешение своих отцов. Н.Ф. Федоров исходил из призна-