Previous Page  6 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 12 Next Page
Page Background

А.Г. Спирина

6

Гуманитарный вестник

# 1

2016

должил М.А. Бакунин. Однако в отличие от предшественников он

открыто выводит утопию на политическую арену. Его утопизм носит

ярко выраженный революционный характер [6].

Линию революционного утопизма продолжил А.И. Герцен. Поз-

же философ критиковал утопизм, показывал, что он своими корнями

уходит в религиозную почву, но от веры в идеальное общество не

отказывался. А.И. Герцен возлагал надежды на русскую общину,

предвосхищая тем самым утопии народничества.

Опыт двух русских революций — 1905 и 1917 гг. — обнаружил

страшные последствия основанной на утопии политической борьбы.

Это побудило религиозных философов С.Л. Франка, Н.А. Бердяева,

Г.В. Флоровского, С.Н. Булгакова и других к критике утопического

сознания, пояснению его несовместимости с сознанием религиозным.

Если христианство в несовершенном обществе созидает совершенно-

го человека (религиозно-нравственного), то утописты призывают из

несовершенных людей построить совершенное общество.

В.С. Соловьев, размышляя о призвании России, разрабатывал

учение о теократии, где в земной жизни человечества соединяются в

гармоничном единстве церковь, общество, государство. Основанная

на вселенской церкви (объединение всех трех направлений в христи-

анстве) теократия устранит все религиозные и государственные про-

тиворечия, т. е. источник зла. Однако столкновение с действительно-

стью при попытках внедрить идеи вселенской церкви в жизнь заста-

вили философа разочароваться в теократической утопии, и он

написал такие слова:

И третий Рим лежит во прахе,

А уж четвертому не быть.

В «Краткой повести об Антихристе» и философском диалоге

«Три разговора» В.С. Соловьев сообщает о пришествии Антихриста

и страшном последнем Суде Божьем. Эсхатологично понимание про-

гресса и у Н.А. Бердяева. Оно включает в себя две возможности —

«или царство Божье на земле», или царство Антихристово. Чаяния

самого Бердяева связаны с первой возможностью религиозного опреде-

ления «судеб истории». Теократия, замена государства церковью —

это и есть осуществление прогресса [7]. Эсхатологические настрое-

ния были и у других религиозных философов — К.Н. Леонтьева,

В.В. Розанова, С.Н. Булгакова.

Оптимистическую утопию разработал автор философии «общего

дела» Н.Ф. Федоров (идеями которого о «воскрешении отцов» увле-

кался Н.А. Бердяев). Он видел «общее дело» всех людей в борьбе с

главным и единственно всеобщим врагом — смертью — ради дости-

жения личного бессмертия каждым человеком, он считал сыновним

долгом воскрешение своих отцов. Н.Ф. Федоров исходил из призна-