Особенности русской философии перед лицом социальных вызовов современности
Гуманитарный вестник
# 1
2016 3
скую окраску. Своеобразие России он видел в том, что мы «не при-
надлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни
к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы
стоим как бы вне времени… мы растем, но не созреваем… Одинокие
в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли…»
Поставленная П.Я. Чаадаевым тема «Запад — Восток» была под-
хвачена К.Н. Леонтьевым, В.С. Соловьевым, Е.Н. Трубецким,
Н.А. Бердяевым, Л.П. Красавиным, а также евразийством.
К.Н. Леонтьев
призывал Россию к сближению с Востоком как к
единственному средству приостановить губительное влияние Европы
с ее либерализмом и эгалитаризмом. Пошлости европейской цивили-
зации, ее увяданию он противопоставлял новую славяно-восточную
цивилизацию под главенством России [3, с. 216].
В.С. Соловьев в рамках учения о всеединстве призывал к восточ-
но-западному единству. В стихотворении «С Востока свет» он так
сформулировал эту тему:
И, разливаяся широко,
Исполнен знамений и сил,
Тот свет, исшедший от Востока,
С Востоком Запад примирил.
О, Русь! В предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким же хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
Е.Н. Трубецкой
отмечал в работе «Миросозерцание В.С. Соловь-
ева», что задача России — возвыситься над противоположностью За-
пада и Востока и явить себя «Третьим Римом», который может при-
мирить в себе два первых.
Н.А. Бердяев был убежден, что Россия — не Запад и не Восток, а
Востоко-Запад (без союза «и»), она осуществляет порыв в новое со-
стояние общества, которое должно прийти на смену индивидуализму
и социализму
Л.П. Карсавин в 1922 г. в Петрограде выпустил свою работу «Во-
сток, Запад и русская идея». В ноябре этого же года он был выслан из
страны. Осужден и умер в лагере у Полярного круга в 1952 г. Когда
хоронили философа, на груди его лежали два креста: Восток и Запад
для Л.П. Карсавина соединились в единой вере.
Евразийство, возникшее в среде русской эмиграции в 1920–
1930-е гг., выступило за отказ от европейской интеграции России в
пользу интеграции со странами Азии. Реанимация евразийства про-
изошла в 2000-е гг. Евразийцы относили к ядру Евразии всю Украину
и Белоруссию и отмечали как позитивный момент возвращения этих
«исконно» евразийских русских земель под власть Москвы [5].