Особенности русской философии перед лицом социальных вызовов современности
Гуманитарный вестник
# 1
2016 7
ния возможности регулировать стихийный ход событий, включая
эволюцию, преобразование природы, опираясь на достижения науч-
но-технического прогресса. Это было учение проектно-утопического
мышления, которому присущи: критичность как умение видеть уяз-
вимые места действительности и изъяны человеческой природы;
проективность как умение найти способы преодоления недостатков,
создания нового человека, лишенного пороков и страстей; идеали-
стичность как стремление утвердить разработанную модель над ре-
альностью; креативность как способность к приращению качественно
новой информации. Видимо, эти черты проектно-утопического мыш-
ления позволили С.Н. Булгакову и Н.А. Бердяеву подметить близость
двух утопий: К. Маркса и Н.Ф. Федорова. И тот и другой — рацио-
нальные конструктивисты, хотя их взгляды относились к разным ви-
дам проективизма.
В последнее время широко обсуждается трансгуманистический
проект «Аватар» общественного движения «Россия 2045». Это про-
ект по созданию постчеловека: проектирование человеческой телес-
ности, мозга и психики, выходящих за пределы природных ограниче-
ний. Причем манифест движения декларирует устремленность к бес-
смертию, в космос в качестве одной из характеристик будущего
человека [8]. Эта тема вытекает из утопии Н.Ф. Федорова.
В настоящее время есть и наука о бессмертии — иммортология,
которую тоже можно считать научным продолжением философии
«общего дела».
Вообще, если говорить о постоянных отличительных чертах рус-
ской мысли, то это определенно ее связь с религией, именно с право-
славным миросозерцанием. В.В. Зеньковский отмечал: «Русская мысль
всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией,
со своей религиозной почвой». Ему вторит Н.О. Лосский: «Все развитие
русской философии нацелено на истолкование мира в духе христиан-
ства». Стремление рассматривать христианство как философию делает
вполне обоснованным определение ее как религиозной философии.
Объясняя эту особенность отечественной мысли, ряд авторов указыва-
ют, что с самого ее зарождения постановка философских проблем про-
исходила в рамках религиозного и эстетического сознания (Илларион,
Ф. Грек, А. Рублев и другие). Религиозное направление в русской фило-
софии всегда было ведущим и оставалось им даже когда возникли и ма-
териалистические течения (М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, Н.Г. Черны-
шевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев).
В развитии религиозно ориентированной мысли важную роль
сыграл пришедший из Византии исихазм (Сергий Радонежский, Нил
Сорский и другие), который в начале XX в. стимулировал такое
направление в богословии, как «имяславие», а на его базе выросла