Previous Page  5 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 12 Next Page
Page Background

Особенности русской философии перед лицом социальных вызовов современности

Гуманитарный вестник

# 1

2016 5

у них был абстрактен. Русские мыслители исследовали проблему

взаимосвязи личностей — действующих, думающих, переживающих

(в том числе и неосознанно, что особенно отражено в творчестве

Ф.М. Достоевского).

Н.А. Бердяев, последователь В.С. Соловьева, рассматривал зави-

симость или независимость человека от «социальной почвы». Вывод

его сформулирован в том смысле, что индивидуальная жизнь лично-

сти может «расцвести», если произойдет «слияние индивидуального

с всеобщим и универсальным». Он посвятил многие труды раскрытию

смысла жизни и творчества человека, «рождению в человеке Бога».

Цель антропологии Н.А. Бердяев видел в том, чтобы «исследо-

вать человека из человека и в человеке». «Смысл открывался лишь

тогда, когда в себе, т. е. в духе, и когда нет для меня объективности,

предметности… Смысл есть лишь в том, что во мне и со мной, т. е.

духовном мире». Главная проблема религиозной антропологии

Н.А. Бердяева — проблема творчества. Человек не может не творить,

иначе он будет бесполезен, не принесет «прибытка» Божеству (твор-

чество как богопознание).

Усиленное внимание к проблеме человека определило нрав-

ственный уклон всей русской философии, объясняет доминирование

моральных установок при анализе многих других проблем (панмора-

лизм). На первом месте у религиозных философов — Бог (идеал, Аб-

солют), без которого невозможна мораль: «Если Бога нет, то все доз-

волено», а без морали нет человека. Именно мораль делает человека

человеком. Человек, по В.С. Соловьеву, доводит природу, созданную

Богом, до одухотворения. Его нравственная активность при этом

проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу. А для

существования стабильного общества необходимо постоянное про-

явление со стороны всех его членов Добра, установления нравствен-

ного порядка. В.С. Соловьев считал, что нравственность никогда не

была следствием материально-экономических отношений. Этика

вполне независима от экономики. Человеческая нравственность име-

ет христианские начала (так и у Ф.М. Достоевского, и у других рели-

гиозных мыслителей), которым должны соответствовать материаль-

ные интересы, политические отношения и церковная организация.

В наше время всеобщего морального замешательства, угрозы

сползания в сферу агрессии, насилия, жестокости и беззакония со-

временникам было бы неплохо познакомиться со взглядами русских

мыслителей на проблему морали.

Еще одной отличительной чертой русской мысли является отчет-

ливо выраженная склонность к утопизму как к мечте о наилучшем

устройстве общества, о перспективах его развития. Ранний религиоз-

ный утопизм (построение Царства Божьего на земле), утопизм

А.Я. Чаадаева, славянофилов И.В. Киреевского и А.С. Хомякова про-