Особенности русской философии перед лицом социальных вызовов современности
Гуманитарный вестник
# 1
2016 5
у них был абстрактен. Русские мыслители исследовали проблему
взаимосвязи личностей — действующих, думающих, переживающих
(в том числе и неосознанно, что особенно отражено в творчестве
Ф.М. Достоевского).
Н.А. Бердяев, последователь В.С. Соловьева, рассматривал зави-
симость или независимость человека от «социальной почвы». Вывод
его сформулирован в том смысле, что индивидуальная жизнь лично-
сти может «расцвести», если произойдет «слияние индивидуального
с всеобщим и универсальным». Он посвятил многие труды раскрытию
смысла жизни и творчества человека, «рождению в человеке Бога».
Цель антропологии Н.А. Бердяев видел в том, чтобы «исследо-
вать человека из человека и в человеке». «Смысл открывался лишь
тогда, когда в себе, т. е. в духе, и когда нет для меня объективности,
предметности… Смысл есть лишь в том, что во мне и со мной, т. е.
духовном мире». Главная проблема религиозной антропологии
Н.А. Бердяева — проблема творчества. Человек не может не творить,
иначе он будет бесполезен, не принесет «прибытка» Божеству (твор-
чество как богопознание).
Усиленное внимание к проблеме человека определило нрав-
ственный уклон всей русской философии, объясняет доминирование
моральных установок при анализе многих других проблем (панмора-
лизм). На первом месте у религиозных философов — Бог (идеал, Аб-
солют), без которого невозможна мораль: «Если Бога нет, то все доз-
волено», а без морали нет человека. Именно мораль делает человека
человеком. Человек, по В.С. Соловьеву, доводит природу, созданную
Богом, до одухотворения. Его нравственная активность при этом
проявляется в любви к другому человеку, к природе и к Богу. А для
существования стабильного общества необходимо постоянное про-
явление со стороны всех его членов Добра, установления нравствен-
ного порядка. В.С. Соловьев считал, что нравственность никогда не
была следствием материально-экономических отношений. Этика
вполне независима от экономики. Человеческая нравственность име-
ет христианские начала (так и у Ф.М. Достоевского, и у других рели-
гиозных мыслителей), которым должны соответствовать материаль-
ные интересы, политические отношения и церковная организация.
В наше время всеобщего морального замешательства, угрозы
сползания в сферу агрессии, насилия, жестокости и беззакония со-
временникам было бы неплохо познакомиться со взглядами русских
мыслителей на проблему морали.
Еще одной отличительной чертой русской мысли является отчет-
ливо выраженная склонность к утопизму как к мечте о наилучшем
устройстве общества, о перспективах его развития. Ранний религиоз-
ный утопизм (построение Царства Божьего на земле), утопизм
А.Я. Чаадаева, славянофилов И.В. Киреевского и А.С. Хомякова про-