А.Г. Спирина
4
Гуманитарный вестник
# 1
2016
Президент России В.В. Путин еще до событий на Украине (воз-
вращение Крыма) объявил Азию приоритетом на весь XXI в. Исто-
рически Россия то стремилась сблизиться со своими европейскими
соседями, то с азиатским миром. Однако ментальной переориентации
с Запада на Восток не наблюдается. Нет и ответа на вопрос, какой
хочет быть Россия и какая модель развития приведет ее к успеху.
Учитывая современные интеграционные тенденции, речь, по-
видимому, должна идти об участии России в преодолении кризиса
мировой цивилизации, ведущей к реальной возможности ее гибели.
В наши дни единство России связывают с русской идеей. Ибо без
объединяющей идеи из кризиса не выходила ни одна страна. Идут
споры о том, какой она должна быть, какая национальная идея нужна
нашему обществу. Выступая на XVIII Всемирном русском народном
соборе (ноябрь 2014 г.), патриарх Кирилл сформулировал нацио-
нальную идею в пяти словах: вера, справедливость, солидарность,
достоинство, державность. На том же Русском Соборе лидер КПРФ
Г.А. Зюганов произнес: «Держава всегда стояла на четырех столпах:
сильная власть, духовность, соборность, справедливость». Четыре
позиции у патриарха и Зюганова совпадают. Есть и другие предло-
жения: национальную идею сформулировать так, чтобы она исклю-
чала этнические, военные и другие конфликты, улучшала жизнь лю-
дей, строила ее на началах «истины, добра, красоты».
А вопрос: «Кто мы и в чем состоит наше призвание?» потерял
свою актуальность. Россия стала на путь общечеловеческого разви-
тия и готова идти вместе с другими народами в решении глобальных
проблем; расставаясь с мессианством, жить по праву и национально-
му величию (а не исключительности), прежде всего по законам здра-
вого смысла.
Другой важной особенностью русской философии стала антро-
пология — тема о человеке, его судьбе и смысле жизни. Смысл жиз-
ни религиозным философам виделся в спасении души на путях рели-
гиозно-нравственного возрождения, в приоритете духовных ценно-
стей («подвиг в духе») перед другими. В антропологии
отечественной философии зарождается новый взгляд на человека, это
связано с тем, что во второй половине XIX в. наметился интерес к
истории. Он появился уже у В.С. Соловьева, у которого все бытие
«превращается» в историю, а ее субъектом и агентом становятся бо-
гочеловечество и отдельный человек. Объект как таковой не суще-
ствует, он творится, создается. На авансцену, таким образом, высту-
пает софиология, или праксиология у так называемых махистов и не
только у них. Так, П.Л. Лавров — представитель иных социально-
культурных пристрастий (народничество) — писал о мире как про-
цессе, в котором человек является активным субъектом. Первым во-
прос об активности субъекта поставили немцы (И. Кант), но субъект