Previous Page  4 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 12 Next Page
Page Background

А.Г. Спирина

4

Гуманитарный вестник

# 1

2016

Президент России В.В. Путин еще до событий на Украине (воз-

вращение Крыма) объявил Азию приоритетом на весь XXI в. Исто-

рически Россия то стремилась сблизиться со своими европейскими

соседями, то с азиатским миром. Однако ментальной переориентации

с Запада на Восток не наблюдается. Нет и ответа на вопрос, какой

хочет быть Россия и какая модель развития приведет ее к успеху.

Учитывая современные интеграционные тенденции, речь, по-

видимому, должна идти об участии России в преодолении кризиса

мировой цивилизации, ведущей к реальной возможности ее гибели.

В наши дни единство России связывают с русской идеей. Ибо без

объединяющей идеи из кризиса не выходила ни одна страна. Идут

споры о том, какой она должна быть, какая национальная идея нужна

нашему обществу. Выступая на XVIII Всемирном русском народном

соборе (ноябрь 2014 г.), патриарх Кирилл сформулировал нацио-

нальную идею в пяти словах: вера, справедливость, солидарность,

достоинство, державность. На том же Русском Соборе лидер КПРФ

Г.А. Зюганов произнес: «Держава всегда стояла на четырех столпах:

сильная власть, духовность, соборность, справедливость». Четыре

позиции у патриарха и Зюганова совпадают. Есть и другие предло-

жения: национальную идею сформулировать так, чтобы она исклю-

чала этнические, военные и другие конфликты, улучшала жизнь лю-

дей, строила ее на началах «истины, добра, красоты».

А вопрос: «Кто мы и в чем состоит наше призвание?» потерял

свою актуальность. Россия стала на путь общечеловеческого разви-

тия и готова идти вместе с другими народами в решении глобальных

проблем; расставаясь с мессианством, жить по праву и национально-

му величию (а не исключительности), прежде всего по законам здра-

вого смысла.

Другой важной особенностью русской философии стала антро-

пология — тема о человеке, его судьбе и смысле жизни. Смысл жиз-

ни религиозным философам виделся в спасении души на путях рели-

гиозно-нравственного возрождения, в приоритете духовных ценно-

стей («подвиг в духе») перед другими. В антропологии

отечественной философии зарождается новый взгляд на человека, это

связано с тем, что во второй половине XIX в. наметился интерес к

истории. Он появился уже у В.С. Соловьева, у которого все бытие

«превращается» в историю, а ее субъектом и агентом становятся бо-

гочеловечество и отдельный человек. Объект как таковой не суще-

ствует, он творится, создается. На авансцену, таким образом, высту-

пает софиология, или праксиология у так называемых махистов и не

только у них. Так, П.Л. Лавров — представитель иных социально-

культурных пристрастий (народничество) — писал о мире как про-

цессе, в котором человек является активным субъектом. Первым во-

прос об активности субъекта поставили немцы (И. Кант), но субъект