Гуманитарный вестник
# 1
2016 1
УДК 141.3 DOI 10.18698/2306-8477-2016-01-334
Особенности русской философии перед лицом
социальных вызовов современности
© А.Г. Спирина
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены ключевые особенности русской философской мысли XIX–XX вв. По-
казаны такие черты русской философии, как ее религиозность, склонность к уто-
пичности и к антропологии, а также к рассмотрению вопросов, касающихся по-
иска места России в мировом сообществе. Продемонстрирована востребован-
ность отмеченных черт в современных политических реалиях России.
Ключевые слова:
русская философия, историософия, антропоцентризм, утопич-
ность, теософия.
Особенности русской философии в полной мере раскрываются
при рассмотрении ее в тесной связи с русским историческим контек-
стом. При таком подходе на первый план выходят проблемы, кото-
рые еще со времен П.Я. Чаадаева и В.С. Соловьева входили в «рус-
скую идею». Под «русской идеей» понимались глубинные основы,
характеризующие нас и отличающие Россию от других стран. Доми-
нирующими были следующие интенции мысли:
историософичная тема (а уж потом к этой главной теме, по
мнению В.К. Кантора, примыкают все остальные);
антропоцентричность и связанный с ней панморализм;
отчетливо выраженная склонность к утопичности мышления;
утверждение религиозно-философской традиции.
Историк русской философской мысли В.В. Зеньковский отмечал,
что русская философия не теоцентрична и не космоцентрична, а
прежде всего антропоцентрична, историософична и привержена со-
циальной проблематике [1, с. 321]. Эти же особенности русской фи-
лософской мысли отмечали и такие ее исследователи, как А.И. Вве-
денский, Н.А. Бердяев и другие.
Человечеству русская историософия обязана постановкой про-
блем, которые стали сквозными в ее развитии. Это прежде всего про-
блема самоопределения России, понимание ее места «в общем по-
рядке мира» (П.Я. Чаадаев), которая не теряет своей актуальности и в
наше время на фоне становления России в новых границах.
Поиск нового исторического и культурного пути России привел к
идее ее судьбы, особого предначертания, данного Богом, вере в зна-