А.Г. Спирина
8
Гуманитарный вестник
# 1
2016
«философия имени» (П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, А.Ф. Лосев,
В.Ф. Эрн). С «философией имени» связана проблема языка, знака у
Г. Шпета [9], например, его идеи семиотики как науки. Философы
первой половины XX в. занимались понятийной структурой языка
философии. И это особенно важно в рамках лингвистического пово-
рота в философии XX в.
Однако наиболее своеобразной является русская идеалистическая
философия второй половины XIX в. Здесь необходимо прежде всего
выделить философские идеи Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого,
культурологическую концепцию Н.Я. Данилевского, концепцию «ви-
зантизма» К.Н. Леонтьева и учение «общего дела» Н.Ф. Федорова.
Вершиной же русской идеалистической философии является
«философия всеединства» В.С. Соловьева [10], оказавшая громадное
влияние на Ф.М. Достоевского. Вместе с ним они становятся под-
линными духовными отцами русского религиозно-философского ре-
нессанса. А это уже начало XX в., когда философия перехватывает
инициативу у литературы (до этого философия развивалась в литера-
турном контексте), когда учителями жизни становятся не Толстой и
Достоевский, а Соловьев, затем Леонтьев, Бердяев и т. д. В это время
и появляется религиозный ренессанс. В.В. Зеньковский привел такие
подсчеты в своей «Истории русской философии»: из 120 выдающихся
русских мыслителей, живших на рубеже XIX–XX вв., лишь 8 могут
быть отнесены к числу материалистов. В послеоктябрьский период за-
рубежной русской философии материалистом назвать некого [11].
В целом религиозный ренессанс представляет собой процесс реа-
билитации традиционных для русской философии религиозно-
культурных ценностей и освобождение ее от влияния идей материа-
лизма и атеизма. С социально-политической точки зрения религиоз-
ный ренессанс был своеобразным видом реформизма: религиозные
философы полагали, что обновление социальной жизни необходимо
и возможно, но его следует ждать не от революции, а от внутреннего
духовного самообновления человека на основе православной веры. При
этом они не отделяли веру от разума, как это произошло на Западе.
Личная судьба выдающихся мыслителей этого периода была тра-
гичной. Было два «философских парохода», на которых уплывали от
родных берегов выдворенные философы по личному распоряжению
В.И. Ленина. Был и «философский паровоз», на котором покинули
Родину П.А. Сорокин и Ф.А. Степун.
Вскоре после высылки из страны философов, историков, писате-
лей А.А. Ахматова напишет:
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой [12].