И.В. Долгова
8
Во-вторых, имеют значительно меньшие издержки производства
и обращения, а также затраты на рекламу, поскольку, как правило,
расположены близко к потребителю.
В-третьих, развитие малой экономики способствует формирова-
нию рыночных отношений на основе здоровой конкуренции между
различными формами хозяйствования и внутри них.
В-четвертых, в сферу малого бизнеса устремляется большое ко-
личество специалистов, желающих более полно реализовать свои
способности.
В-пятых, широкое развитие малых предприятий делает экономи-
ку наиболее восприимчивой к осуществлению научно-технического
прогресса.
В-шестых, на малых предприятиях достигается более рациональ-
ное использование трудовых ресурсов, а также малая экономика
обеспечивает в определенной степени решение проблемы занятости,
особенно в малых и средних городах.
Входящие в сферу малого бизнеса предприятия занимаются со-
зданием самых высокотехнологических производств, специализиру-
ются на выпуске скоропортящихся продуктов, модной одежды и обу-
ви, осуществляют мелкие строительные работы. Малый бизнес часто
возникает на короткое время для удовлетворения сиюминутных по-
требностей в каком-то товаре или услуге.
Таким образом, малый бизнес очень многообразен и его следует
квалифицировать по следующим признакам.
1. По формам собственности и организационно-правовому стату-
су мелкие фирмы подразделяются на:
• индивидуальные (основанные на индивидуальном капитале), в
том числе семейные. Они получили название ПБОЮЛ (предприятие
без определения юридического лица);
• общества с ограниченной ответственностью (ООО). Они осно-
ваны на долевом участии;
• акционерные общества открытого и закрытого типов (ОАО и
ЗАО).
2. Исходя из особенности образования, можно выделить два вида
мелких фирм:
• создаваемые заново;
• образующиеся путем выделения какого-либо подразделения из
действующего предприятия. Важным моментом является возмож-
ность образования такой фирмы на основе смешанных форм соб-
ственности при наличии нескольких учредителей.
3. По уровню дохода и степени коммерческого успеха можно
подразделить мелкие фирмы на три группы:
• низшая — без применения наемного труда. Это владельцы не-
больших магазинчиков, мастерских, бензоколонок;