Previous Page  7 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 13 Next Page
Page Background

Развитие малого бизнеса в России как первоочередная задача государства

7

групп, а именно: по количеству занятых — 100, 500, 750, 1000, 1500

человек; по годовому доходу — 5, 10, 18, 24 млн долларов [8].

Формально-количественный подход необходимо дополнять каче-

ственными критериями. Он позволяет рассматривать малое предпри-

ятие не как уменьшенную разновидность большой компании, а как

организацию, функционирование которой отличается от жизнедея-

тельности крупной фирмы рядом специфических особенностей, а

именно: высокой степенью восприимчивости к техническим, органи-

зационным, управленческим нововведениям, а также вынужденной

постоянной изменчивостью, необходимостью постоянно адаптиро-

ваться к изменениям внешней среды и, следовательно, видоизменять-

ся внутренне.

Таким образом, малые предприятия представляют собой особый

вид предпринимательства со специфическими проблемами, методами

и способами организации и ведения бизнеса, особенностями внутри-

фирменного управления и построения отношений с государством и

корпоративным сектором экономики.

К качественным критериям малого бизнеса можно отнести:

• относительно небольшое число производимых товаров и услуг;

• сравнительно ограниченные финансовые и трудовые ресурсы;

• высокую организационно-функциональную гибкость и мобиль-

ность;

• менее развитые системы управления, сравнительно несложные

процедуры оценки и контроля стратегического положения фирмы;

• несистематичность менеджмента, преобладание «управления

здравого смысла»;

• концентрацию большинства акций и, соответственно, управлен-

ческих постов у основателей предприятий, где функции собственно-

сти и управления, как правило, не разделены;

• способность овладевать только ограниченными (локальными)

сегментами рынка;

• сохранение юридической независимости;

• недостаток устойчивости в кризисной ситуации;

• четкую ориентацию на рынок, свободную торговлю, конкурент-

ные механизмы самовоспроизводства.

Таким образом, к определению самого понятия «малое предпри-

нимательство», следует подходить с двух точек зрения: количествен-

ной и качественной.

Широкое распространение малого бизнеса связано с его неоспо-

римыми преимуществами.

Во-первых, малые предприятия гибки и маневренны, сравнитель-

но легко приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в

производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей,

быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг.