Развитие малого бизнеса в России как первоочередная задача государства
7
групп, а именно: по количеству занятых — 100, 500, 750, 1000, 1500
человек; по годовому доходу — 5, 10, 18, 24 млн долларов [8].
Формально-количественный подход необходимо дополнять каче-
ственными критериями. Он позволяет рассматривать малое предпри-
ятие не как уменьшенную разновидность большой компании, а как
организацию, функционирование которой отличается от жизнедея-
тельности крупной фирмы рядом специфических особенностей, а
именно: высокой степенью восприимчивости к техническим, органи-
зационным, управленческим нововведениям, а также вынужденной
постоянной изменчивостью, необходимостью постоянно адаптиро-
ваться к изменениям внешней среды и, следовательно, видоизменять-
ся внутренне.
Таким образом, малые предприятия представляют собой особый
вид предпринимательства со специфическими проблемами, методами
и способами организации и ведения бизнеса, особенностями внутри-
фирменного управления и построения отношений с государством и
корпоративным сектором экономики.
К качественным критериям малого бизнеса можно отнести:
• относительно небольшое число производимых товаров и услуг;
• сравнительно ограниченные финансовые и трудовые ресурсы;
• высокую организационно-функциональную гибкость и мобиль-
ность;
• менее развитые системы управления, сравнительно несложные
процедуры оценки и контроля стратегического положения фирмы;
• несистематичность менеджмента, преобладание «управления
здравого смысла»;
• концентрацию большинства акций и, соответственно, управлен-
ческих постов у основателей предприятий, где функции собственно-
сти и управления, как правило, не разделены;
• способность овладевать только ограниченными (локальными)
сегментами рынка;
• сохранение юридической независимости;
• недостаток устойчивости в кризисной ситуации;
• четкую ориентацию на рынок, свободную торговлю, конкурент-
ные механизмы самовоспроизводства.
Таким образом, к определению самого понятия «малое предпри-
нимательство», следует подходить с двух точек зрения: количествен-
ной и качественной.
Широкое распространение малого бизнеса связано с его неоспо-
римыми преимуществами.
Во-первых, малые предприятия гибки и маневренны, сравнитель-
но легко приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в
производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей,
быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг.