И.В. Долгова
4
• самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.
Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или
иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;
• экономическая заинтересованность. Главная стимулирующая
цель предпринимательства — получение максимальной прибыли.
Но она относится к долгосрочной перспективе. А в краткосрочный
период — это удовлетворение потребностей населения товарами и
услугами. То есть предприниматель, помимо собственной выгоды,
стремится к достижению общественного интереса;
• хозяйственный риск и ответственность. Поскольку предприни-
матель в большей степени работает на неизвестный рынок, то не-
определенность и риск остаются.
Слово «предпринимательство» у нас ассоциируется с такими
экономическими категориями, как частная собственность, капита-
лизм, рыночная экономика.
К. Маркс в труде «Капитал» постоянно использует слово «капи-
талист» и ни разу не говорит «предприниматель». Вероятно, это не
одно и то же. У этих слов различная функциональная сущность.
Капиталист — это владелец капитала, т. е. средств производства.
Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов
земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и
услуг. Он является движущей силой производства и посредником,
сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, ко-
торый обещает быть прибыльным. Предприниматель — это нова-
тор, идущий на риск и стремящийся вводить новые продукты, но-
вые производственные технологии и новые формы организации
бизнеса. Он рискует не только временем, трудом, деловой репута-
цией, но и вложенными средствами — собственными и своих ком-
паньонов или акционеров.
По вопросу объекта предпринимательства в экономической лите-
ратуре существует множество мнений. Одни склоняются к тому, что
объектом является определенная деятельность, постоянный поиск
новых способов комбинации ресурсов [5]. Другие отстаивают точку
зрения, согласно которой объектом предпринимательской деятельно-
сти является товар или услуга, все то, что может удовлетворить чью-
либо потребность и предлагается рынку с целью привлечения внима-
ния, приобретения, использования и потребления [6].
Наконец, в экономической литературе встречается мнение, что
объект предпринимательства — сама хозяйственная единица, где
комбинируются факторы производства и достигаются цели данной
хозяйственной единицы и ее собственника посредством изготовления
и реализации товара и услуги [7].
На наш взгляд, в современное понятие предпринимательства
должно включаться не только умелое сочетание факторов производ-