И.В. Долгова
10
В торговле до совершенства классическая схема франчайзинга дове-
дена, скорее всего, компанией «Бенеттон», основанной в 1965 г. и
начавшей развивать франчайзинг в 70-х гг. ХХ в.
6. Наряду с рассмотренными формами существует особая группа
мелких фирм — «дженерики», занимающиеся копированием продук-
тов компаний в различных отраслях производства.
Первоначально это явление возникло в фармацевтике, а затем
распространилось на электронику и ряд других отраслей. Характер-
ной особенностью таких предприятий является то, что товары мелких
фирм являются более дешевыми. Например, в Германии копии из-
вестных препаратов оказались вдвое дешевле оригиналов. Основную
роль в этом выполняют два фактора:
• копируя продукцию крупных компаний, малые фирмы не несут
расходы на НИОКР;
• крупные фирмы искусственно завышают цены на свою продук-
цию, а малые предприятия довольствуются низкой нормой прибыли.
Предлагая равный по действию и назначению продукт гораздо
дешевле, мелкие фирмы вытесняют крупные со значительной части
рынка. Деятельность мелких фирм «дженериков» выступает серьез-
ным ограничителем произвола в монополистическом ценообразо-
вании.
7. Особое место в малом бизнесе занимает венчурный бизнес,
представленный фирмами, занимающимися коммерческим освоени-
ем нововведений [9].
Ряд причин, в том числе переход на новые технологии, развитие
сферы услуг, новая волна научно-технических нововведений, нали-
чие «избыточного капитала», стимулировали создание рискованных
инновационных, стартовых внедренческих компаний, которые объ-
единяет одно: стремление извлечь максимум прибыли от коммерче-
ского освоения нововведения любого вида — принципиально нового
(открытие, изобретение) и модификации уже освоенного товара.
Венчурный капитал готов на любую сферу приложения, но тогда, ко-
гда есть шанс получить сверхвысокую прибыль. Примером таких
венчурных фирм, которые в последствие превратились в крупных ги-
гантов, являются корпорации Apple и Microsoft.
Несмотря на многолетний опыт, венчурная деятельность в России
еще не достигла надлежащего уровня развития. По оценке Россий-
ской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), за 10 лет вен-
чурные фонды вложили в малые и средние предприятия всего около
1,5 млрд долларов. Причем, если на долю малых высокотехнологиче-
ских фирм в мире приходится приблизительно 85 % объема средств
рискованного финансирования, то в России всего 5 % проинвестиро-
ванных предприятий можно отнести к инновационным.