Развитие малого бизнеса в России как первоочередная задача государства
5
ства с целью создания продукта и получения прибыли, но и реализа-
ция таких форм производственного процесса, которые способствова-
ли бы развитию творческого потенциала наемного работника, его
желанию работать на общую цель предприятия. Это и достойная за-
работная плата, и участие работников в прибыли предприятия, и гор-
дость за произведенную продукцию.
Предпринимательство — не изолированное явление, оно связано
с различными сферами жизнедеятельности общества: экономической,
политической, социальной, культурной, социально-психологической.
Понятие «предпринимательство» постепенно дополнялось и совер-
шенствовалось по мере развития экономики.
Характеристика предпринимательства как вида деятельности бы-
ла бы неполной, если бы не учитывала факторы, обусловливающие
проявления этого вида деятельности. Важнейшими из них являются
экономическая свобода и самостоятельность предприятия. Экономи-
ческая свобода означает наличие определенных условий использова-
ния произведенного продукта и полученных доходов, а также обла-
дание субъектом хозяйствования совокупностью прав, которые га-
рантируют ему независимость, самостоятельность при принятии
решений по поиску и выбору вида, сферы и формы его хозяйствен-
ной деятельности. Только наличие подобных условий дает основание
говорить о полноценной предпринимательской деятельности. К их
числу относится, прежде всего, частная собственность на факторы и
результаты производства.
Сущностные характеристики предпринимательства выражаются
через экономическое обособление хозяйствующего субъекта, его са-
мостоятельность в выборе вида хозяйственной активности, позволяю-
щей наиболее эффективным образом использовать имеющиеся ресур-
сы в целях получения дохода и удовлетворения потребностей людей.
Подход к предпринимательству как особому сектору экономики,
особому экономическому, политическому и социальному мышлению
особенно актуален именно сейчас, в период утверждения России как
великой экономической и политической державы. В этой связи осо-
бое место государство отводит развитию малого бизнеса.
В настоящее время во всем мире отмечается расцвет малого биз-
неса. Сейчас он представляет самый крупный сектор экономики во
всех развитых странах. На его долю приходится 95 % предприятий, в
том числе в США — свыше 90 %, в Западной Европе — 72 %.
В большинстве стран не менее половины всех занятых работают на
мелких и мельчайших предприятиях. А для некоторых стран эта доля
значительно выше. Например, в Японии мелкие и мельчайшие фир-
мы дают работу 75 % всех занятых японцев.
Однако вопрос о том, какое предприятие считать «малым», до
сих пор находится в стадии научной разработки.