И.В. Долгова
2
40 % не платили налоги, то в настоящее время ситуация изменилась
кардинально. Это связано с тем, что в конце 1990-х гг. Правитель-
ством РФ был сделан существенный шаг в решении экономических
проблем малого бизнеса:
• изменение налоговой системы;
• выделение кредитных ресурсов на приоритетное производство
товаров народного потребления и продовольствия;
• создание фондов поддержки из федерального бюджета;
• организация сети специализированных банков с участием госу-
дарственных средств;
• страхование программ с высокой степенью риска из государ-
ственных страховых фондов и резервов;
• обеспечение гарантий для иностранных инвестиций;
• использование зарубежного опыта и привлечение зарубежных
специалистов.
В своем послании к Федеральному собранию, которое состоялось
4 декабря 2014 г., президент России Владимир Путин четко опреде-
лил путь на развитие малого бизнеса, предоставления различных
льгот и создания благоприятных условий для его развития.
Изучение динамики развития малого предпринимательства, а
также влияния государственной политики на этот процесс в совре-
менных условиях обладает высокой практической ценностью, по-
скольку воспроизводственный потенциал развития малого бизнеса и
его государственной финансово-кредитной поддержки далеко не ис-
черпан. В то же время малый бизнес в России недостаточно изучен,
не всегда адекватно оцениваются его возможности и потенциал в
осуществлении экономических реформ.
Малый бизнес является особым видом предпринимательства.
И чтобы понять, что лежит в основе его развития, необходимо опре-
делиться с понятием «предпринимательство» как экономической ка-
тегории. В научной литературе встречается большое количество его
определений, отличающихся по содержанию и различным подходам
к формулировке.
По мнению американского ученого Р.С. Ронсталта, предпринима-
тельство — это динамичный процесс наращивания богатства. Богат-
ство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами,
имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собствен-
ного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Эти
товар или услуга не обязательно должны быть чем-то совершенно
новым; главное, чтобы предприниматель сумел придать им новые
качества, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы
и средства [1].
Можно встретить и такое определение предпринимательства, ко-
торое характеризует его как деятельность, связанную с вложением