Развитие малого бизнеса в России как первоочередная задача государства
3
средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной вы-
годы с общественной пользой [2].
Предпринимательство же как экономическое явление отражает
товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяй-
ствующими субъектами на основе действия экономических законов
рыночной экономики (спроса, предложения, конкуренции, стои-
мости и др.) и всех инструментов товарного производства и обра-
щения [3].
Таким образом, «предпринимательство» можно рассматривать в
трех аспектах:
• как экономическую категорию, т. е. с позиции отношений субъ-
екта и объекта;
• как метод хозяйствования, т. е. с позиции самостоятельности и
независимости, ответственности и риска, свободы выбора и распоря-
жения ресурсами и произведенным продуктом;
• как тип экономического мышления, т. е. особенность подходов
и взглядов к принятию решений с целью получения выгоды (дохода).
Обобщенность таких подходов мы можем наблюдать в определе-
нии категории «предпринимательства», которое дал академик
Л.И. Абалкин. По его мнению, предпринимательство — не только
особый вид деятельности, но и определенный стиль и тип поведения,
образ мыслей, неотъемлемыми составляющими которого являются
инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность и риск,
деловая хватка [4].
Для того чтобы понять, что такое предпринимательство, важно
определить, что отнести к его субъекту, а что — к объекту. Можно
выделить два вида субъектов:
• индивиды, занимающиеся организацией единоличного произ-
водства (индивидуальные и семейные предприятия). Они ориенти-
руются преимущественно на собственные затраты труда, либо на не-
значительное количество наемного труда;
• группы людей, связанные между собой договорными обязатель-
ствами и общими экономическими интересами (различного рода ас-
социации, товарищества на паях, акционерные общества, кооперати-
вы, арендные предприятия). Здесь наемный труд применяется в обя-
зательном порядке и в большем количестве.
Следует обратить внимание на то, что нельзя списывать со счетов
такой субъект, как государство. Доля государственного сектора эко-
номики России составляет не менее 25 %. В этих условиях исключе-
ние государства из сферы бизнеса и предпринимательства было бы
необоснованным.
Характеристика современного субъекта предпринимательства
требует исследования его личных характеристик. К важнейшим чер-
там предпринимательства относятся: