Развитие малого бизнеса в России как первоочередная задача государства
1
УДК 338.2
Развитие малого бизнеса в России
как первоочередная задача государства
И.В. Долгова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
Поднимается вопрос о таком важном секторе экономики, как малый бизнес. Из-
ложен подход к определению малого бизнеса как особого вида предприниматель-
ства и сформулирован тезис о важности малого предпринимательства в разви-
тии нового качества роста экономики России.
Ключевые слова:
предпринимательство, малый бизнес, инвестиции, акционерные
общества, франчайзинг, дженерики, венчурный бизнес, «стартовые» компании.
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпри-
нимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие
влияет на экономический рост, ускорение научно-технического про-
гресса, насыщение рынка товарами необходимого качества, создание
новых дополнительных рабочих мест, т. е. решает многие насущные
экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономиче-
ски развитых странах государство оказывает большую поддержку
малому предпринимательству. Все большая часть трудоспособного
населения, стремящаяся улучшить свое финансовое положение и же-
лающая проявить свои предпринимательские способности, начинает
заниматься малым бизнесом.
В условиях кризисной ситуации, которая сложилась в последние
пять лет в мире, в том числе в России, президент Владимир Путин
поднял вопрос об импортозамещении, создании продукции отече-
ственного производства. В этой связи тема развития малого предпри-
нимательства становится как нельзя актуальной.
Германия, являясь лидером Европейского сообщества, на протя-
жении многих лет после Второй мировой войны строила свою эко-
номику, опираясь на малое предпринимательство.
Становление малого бизнеса в России — это сложный процесс, в
ходе которого возникает множество проблем, требующих решения,
так как в противном случае развитие малого бизнеса будет постоянно
наталкиваться на непреодолимые препятствия. В настоящее время
малый бизнес развивается не только в торгово-посреднической сфе-
ре, но и внедряется в производственные структуры. Если в 1993 г.
50 % зарегистрированных малых и средних предприятий еще не
начинали работу, 30 % едва сводили концы с концами, 10 % работали
нормально, всего 3–4 % процветали, 37 % из успешно действующих
предприятий малого бизнеса были связаны с теневой экономикой,