Background Image
Previous Page  8 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 11 Next Page
Page Background

И.Л. Абрамова

8

Для исполнения этого положения отменялись конституции Орде-

нов, запрещавшие архимандритам осматривать монастыри, отменя-

лись съезды монахов на капитулы для избрания в разные должности.

Все эти дела передавались в ведение архиерея. Кроме того, четко

ограничивался круг недвижимого владения монастырей и штаты ор-

денов, стеснялась свобода передвижения монахов запретом перехо-

дить из епархии в епархию. Оформление организационной структуры

католического клира указами 1797 и 1798 гг. как части бюрократиче-

ского аппарата самодержавия, возложение на него полицейских

функций контроля и надзора за прихожанами, а на высших иерар-

хов — за низшим причтом, говорит о том, что эту часть российского

духовенства Павел I воспринимал как послушное орудие своей абсо-

лютистской политики.

Однако предоставление свободы вероисповедания не означало

признания равноправия вер. Так, на протяжении всего XVIII в. свет-

ская власть подчеркивала положение православия как господствую-

щей государственной религии. Правление Павла I не было в этом

плане исключением.

Серия указов 1797–1800 гг. подтверждает запрещение пропаган-

ды иноверия среди православных, суровость наказания на совраще-

ние православных в другую веру и вероотступничество, поощрение

перехода в него из других вероисповеданий, стремление оградить

официальную религию от влияния извне. Первый из них был принят

18 марта 1797 г. Император уведомлял, что, вступив на престол,

«...предположил обеспечить каждому свободу исповедания веры им

содержимой». Помещикам, духовенству и другого звания людям

римско-католического исповедания указ запрещал «...не токмо при-

влекать в оное тайно советами или же... насильственно подданных

наших», но и стеснять свободу тем, «кои... к Православной церкви

присоединяться возжелают, под опасением за преослушание сей

нашей воли наказания по всей строгости закона» [2, № 17879].

Спустя 17 дней, 3 апреля 1797 г. следует указ литовскому губер-

натору Булгакову, которым предписывается ему «наблюдать, дабы

различие закона не положило никому поводом притеснять друг дру-

га, каждый бы оставался при исповедании того, к коему совесть его

прилепляет, был добрым и мирным гражданином, оказавшихся в

противоправных сему проступках предавать суду и наказанию яко

возмутителей общего покоя и преступников наших» [2, № 17904].

По указу 12 января 1799 г. ксендзы, допустившие христиан к

«исповеданию и причастию по обрядам Римско-католической церк-

ви... сим самым преступили уже свою должность, потому что высо-

чайшим именным указом... 6 сентября 1796 г. (т. е. принятым прави-

тельством Екатерины II. —

авт

.) повелено воспретить римской рели-

гии под каким бы то ни было предлогом склонять, привлекать и