Церковь и государство в правление Павла I
3
вить их обрабатывать еще и земли церковнослужителей. Поэтому
решение данной проблемы власть была вынуждена взять на себя. По-
лучает высочайшую конфирмацию доклад Синода и Сената, предла-
гающий передать церковные земли прихожанам с условием после-
дующей платы священникам натурой — хлебом, сеном, соломой и
пр. [2, № 18273, 18316, 18500, 19182, 19674]. Но, судя по появивше-
муся год спустя указу, требовавшему «дабы положение касательно
продовольствия церковно- и священнослужителей хлебным содержа-
нием в самой точности исполнено было» и возлагавшему контроль
«за исполнением сего указа» на губернаторов, выполнялся импера-
торский указ крестьянами весьма неохотно [2, № 18765].
Забота светской власти о положении духовных особ свидетель-
ствует, что к концу столетия церковь практически превратилась в со-
ставную часть бюрократического аппарата абсолютизма.
Особенно наглядно это проявилось в улучшении материального
состояния вдов и сирот священнослужителей. Впервые в практике
самодержавия верховная власть разрабатывает порядок определения
детей в духовные училища, изыскиваются средства на содержание
вдов, чему посвящен ряд указов 1797–1800 гг. [2, т. 24, № 18109,
18161, 18273, 18286, 18287].
Следуя исполнению положений своего «Наказа», император Павел
I заботится и о поднятии морального престижа духовенства, о чем
свидетельствуют несколько указов 1796–1797 гг. [2, т. 24, № 17958,
ст. 18].
Первый из них, согласно сохранившемуся в фондах Синода делу,
был подготовлен еще при Екатерине II, но смерть императрицы при-
остановила его подписание. Поданный Павлу I доклад получает вы-
сочайшую конфирмацию: совершившие уголовные преступления
священники теперь не наказываются телесно. Довод членов Синода в
пользу изменения характера наказания о том, что «чинимое... ввиду
тех прихожан, кои получают от них Святое Причастие, располагает
народные мысли к презрению священного сана» [2, № 17770, 17958,
ст. 2–5, 17, № 19479] совпадает с тезисом самого императора, провоз-
глашенного им в «Наказе».
Затем император учреждает для духовенства специальные знаки
отличия — украшенный драгоценными камнями крест, бархатную
камилавку и малиновую скуфью [2, № 17770, 17958, ст. 2–5, 17,
№ 19479], что также должно было способствовать подъему престижа
клира. В то же время эти указы наглядно демонстрируют, насколько
полно и безоговорочно Русская православная церковь к концу столе-
тия была подчинена светской власти.
Результатом участия приходского клира в волнениях помещи-
чьих крестьян стало не только усиленное внимание правительства к
нуждам низшего клира, но и усиление контроля за ним со стороны