И.Л. Абрамова
6
«школы для обучения христианскому закону якутского юноше-
ства».
Главная задача духовных школ, по мнению правительства, за-
ключалась не только «в насаждении в юношестве благонравия», но
и «в доставлении Церкви хороших проповедников, которые могли бы
учить народ ясно, порядочно и с приятностью» [2, № 18286].
Поэтому, если на протяжении XVIII в. указы препятствовали
проникновению в духовные училища лиц из податных сословий, то
теперь сословная замкнутость духовенства поддерживалась также за-
претом выхода из него, о чем гласил пункт 15 указа от 16 июня
1800 г.: «Отныне и впредь из семинарии для усовершенствования в
науках никого в другие училища не посылать, равно и в светские ко-
манды без ведома Священного Синода не увольнять». О том, что Па-
вел I отрицательно относился к переходу духовных лиц в светскую
службу, свидетельствует указ 27 мая 1800 г., в котором император
через митрополита Амвросия делает выговор тверскому архиерею за
увольнение 10 семинаристов в статскую службу. Резолюция царя на
указе еще более выразительна: чтоб «впредь без особого повеления...
в другие места отнюдь не поступали, о чем каждый раз Синоду меня
испрашивать». Однако Павел, законодательно запретивший исполь-
зование лиц «духовного звания для светских целей», на практике вы-
нужден был от своего запрета отступить, так как этого требовали
нужды растущего государственного аппарата, пополнение которого
за счет дворянства происходило слишком медленно. Поэтому, сохра-
нив запрет для студентов факультетов богословия и философии,
остальных, по усмотрению епархиального архиерея, разрешалось
увольнять при необходимости в светскую службу. Усиливая кон-
троль над семинаристами со стороны начальников епархий, прави-
тельство продолжало политику предыдущего времени, направленную
на превращение духовенства в «послушную полицейскую команду»
[4, с. 432].
Особенно ярко эта тенденция проявилась в законодательстве о
военном духовенстве, которое занимало особое место в структуре
государственной власти. Оно находилось в непосредственном подчи-
нении Военной коллегии через обер-священника, входившего в со-
став Синода. Инструкция обер-священнику (изданная 28 августа
1797 г.) в подавляющем числе пунктов перечисляет чисто полицей-
ские функции, среди которых главная — наблюдение за поведением
полковых священников. И только один пункт характеризует обязан-
ности обер-священника, связанные с его саном [2, № 18115]. Прави-
тельство весьма строго следило за поведением армейского духовен-
ства и подбором кандидатур на вакантные места. Еще более подчер-
кивала обособленное положение военного духовенства организация
обучения его детей. Все они, по докладу Синода, должны были обу-