Церковь и государство в правление Павла I
5
ности клира таким путем добиться было весьма затруднительно. Цер-
ковь всячески пыталась не допустить выхода из духовного сословия.
В то же время местные власти, как видно из указов 1797–1798 гг.,
воспользовавшись повелением отсылать в военную службу предста-
вителей второго сословия, стали определять в солдаты даже стариков
и малолетних, что вызвало справедливый гнев императора, предпи-
сывавшего «негодных к службе не присылать» [2, № 18109]. Но даже
фискальные интересы отступают на второй план перед тревогой вер-
ховной власти о возможности единения сельского клира и народа,
как случилось в волнениях начала царствования. Поэтому указ
24 марта 1799 г. категорически запрещал местным властям во время
разборов «писать» детей священнослужителей в однодворческий
оклад, т. е. переводить, таким образом, на положение государствен-
ных крестьян, что неизбежно сближало бы выходцев из приходского
духовенства и крестьянство. Указ является продолжением политики
противопоставления клира и мирян, начатой еще в разгар крестьян-
ских выступлений [2, т. 25, № 18676].
Другой важной частью системы мероприятий, направленных на
«исправление» всего «духовного чина», было повышение образова-
тельного уровня духовенства. Еще по «Духовному регламенту»
Ф. Прокоповича образование объявлялось обязательным для духовен-
ства и представляло собой главную гарантию оставления детей свя-
щеннослужителей в сословии. Но, несмотря на неоднократное издание
указов, требовавших определять на церковные должности только
прошедших школьный курс, образование так и не стало до конца
XVIII в. всеобщим в среде духовенства. Одной из главных причин та-
кого состояния дел являлось крайне медленное становление самой си-
стемы духовного образования, когда из-за отсутствия во многих епар-
хиях семинарий не все дети духовенства могли в них попасть. Поэто-
му Павел I приступает к реорганизации системы духовной школы.
18 декабря 1797 г. выходит указ «О благоустройстве училищ и умно-
жении в семинариях учеников», согласно которому (помимо суще-
ствовавших в Москве и Киеве) учреждаются Духовные академии в Пе-
тербурге и Казани из бывших там семинарий, а также увеличиваются
суммы на содержание всех духовных училищ. Для улучшения органи-
зации семинарий и академий Синод запрашивает от консисторий све-
дения о состоянии зданий семинарии, штатах, порядке обучения, по-
литической надежности, образовании и положении в них учителей [2,
№ 17959, 18300, 18391, 18373, 19377].
Спустя полгода издаются правила для академий, регламентиру-
ющие порядок обучения, круг изучаемых дисциплин, программы
(в том числе и для семинарий). А еще через два года Синод докла-
дывает об устройстве новых семинарий в Калуге, Перми, Саратове,
Оренбурге и Слободской Украине, а также об открытии в Якутске