УДК 93/94
Церковь и государство в правление Павла I
И.Л. Абрамова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия
В статье анализируется законодательство правительства Павла I в отношении
церкви и духовенства. Новизна исследования заключается в попытке оценить ме-
сто и роль этого правления в истории Российской империи XVIII–XIX вв. на осно-
вании официальных актов абсолютизма, проследить преемственность в отноше-
нии к различным конфессиям Екатерины II, Павла I, Александра I, корреляцию со-
циально-экономической обстановки с принимаемыми правительством законами.
Ключевые слова:
церковь, государство, духовенство, клир, священники, секуляри-
зация, бюрократический аппарат, Синод, консистория, обер-священник, семина-
рия, Римско-католическая церковь, униаты.
Краткое, но бурное правление императора Павла I в последнее
время привлекает внимание историков и вызывает самые разные, по-
рой прямо противоположные оценки: от коренного слома политики
предыдущих десятилетий до продолжения дела своих предшественни-
ков, только иными методами. Попробуем разобраться в этом вопросе
на примере взаимодействия церкви и государства в 1796–1801 гг.
Со второй половины XVII в. и на протяжении всего XVIII столе-
тия самодержавие активно борется за подчинение церкви светской
власти и превращение ее в часть абсолютистского государственного
аппарата. Начатая победой Алексея Михайловича над патриархом
Никоном, продолженная ликвидацией патриаршества и учреждением
Синода Петром I, эта борьба фактически была завершена секуляри-
зацией церковного землевладения и определением для черного духо-
венства (монашества) жалования из казны Екатериной II. Но основ-
ная часть клира (городские и сельские приходские священники) жила
за счет небольших земельных наделов и плат за требы. Поэтому, об-
ладая равными правами свободы от подушной подати, рекрутской
повинности, телесного наказания, духовенство было весьма неодно-
родно по своему материальному и общественному положению. Если
церковные иерархи фактически входили в состав высших слоев об-
щества, то низшее монашество, приходские священники и церковные
служки оказывались беззащитными от произвола царской админи-
страции и помещиков, которые могли пороть их, как и всех прочих,
на конюшне, травить собаками и т. д.
Материальная зависимость от прихожан, помноженная на зача-
стую низкий моральный уровень духовенства, определяла низкий со-
циальный статус приходского клира. В то же время интересы монар-