Background Image
 1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

УДК 93/94

Церковь и государство в правление Павла I

И.Л. Абрамова

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва 105005, Россия

В статье анализируется законодательство правительства Павла I в отношении

церкви и духовенства. Новизна исследования заключается в попытке оценить ме-

сто и роль этого правления в истории Российской империи XVIII–XIX вв. на осно-

вании официальных актов абсолютизма, проследить преемственность в отноше-

нии к различным конфессиям Екатерины II, Павла I, Александра I, корреляцию со-

циально-экономической обстановки с принимаемыми правительством законами.

Ключевые слова:

церковь, государство, духовенство, клир, священники, секуляри-

зация, бюрократический аппарат, Синод, консистория, обер-священник, семина-

рия, Римско-католическая церковь, униаты.

Краткое, но бурное правление императора Павла I в последнее

время привлекает внимание историков и вызывает самые разные, по-

рой прямо противоположные оценки: от коренного слома политики

предыдущих десятилетий до продолжения дела своих предшественни-

ков, только иными методами. Попробуем разобраться в этом вопросе

на примере взаимодействия церкви и государства в 1796–1801 гг.

Со второй половины XVII в. и на протяжении всего XVIII столе-

тия самодержавие активно борется за подчинение церкви светской

власти и превращение ее в часть абсолютистского государственного

аппарата. Начатая победой Алексея Михайловича над патриархом

Никоном, продолженная ликвидацией патриаршества и учреждением

Синода Петром I, эта борьба фактически была завершена секуляри-

зацией церковного землевладения и определением для черного духо-

венства (монашества) жалования из казны Екатериной II. Но основ-

ная часть клира (городские и сельские приходские священники) жила

за счет небольших земельных наделов и плат за требы. Поэтому, об-

ладая равными правами свободы от подушной подати, рекрутской

повинности, телесного наказания, духовенство было весьма неодно-

родно по своему материальному и общественному положению. Если

церковные иерархи фактически входили в состав высших слоев об-

щества, то низшее монашество, приходские священники и церковные

служки оказывались беззащитными от произвола царской админи-

страции и помещиков, которые могли пороть их, как и всех прочих,

на конюшне, травить собаками и т. д.

Материальная зависимость от прихожан, помноженная на зача-

стую низкий моральный уровень духовенства, определяла низкий со-

циальный статус приходского клира. В то же время интересы монар-