Церковь и государство в правление Павла I
7
чаться в специальной семинарии, по окончании которой поступали
только в армию на священнические места. Указ 23 июня 1800 г.
определял не только место, штат и оклад семинарии для детей воен-
ного духовенства, но и программу, в которой несколько часов в неде-
лю отводилось на чтение военных уставов и артикулов. Обучаться в
ней должны были только дети военных священников, которые при-
сылались из других семинарий, поступая на казенный кошт той се-
минарии, из которой прибывали [4, № 19459]. Таким образом, абсо-
лютистское государство посредством предоставления духовенству
ряда привилегий и узкосословного образования превращает его в
замкнутое сословие, выполняющее роль идеологической опоры мо-
нархии.
Превратив церковь фактически в часть своего бюрократического
аппарата, верховная власть, практикуя наследственность в занятии
священно- и церковнослужительских мест, делает духовные креату-
ры собственностью сословия. При этом за исполнением духовен-
ством своих обязанностей устанавливается не менее строгий кон-
троль, чем за несением дворянами своих по статской и военной
службе. Привилегии, дарованные второму сословию, распространя-
лись на духовенство всех вероисповеданий, начиная от раскольников
и кончая униатами. Это было обусловлено, с одной стороны, заботой
правительства о поднятии авторитета священнослужителей, а с дру-
гой — стремлением исключить возможность участия сельского клира
в крестьянских волнениях. В этом плане Павел I продолжает полити-
ку своих предшественников по признанию старообрядчества и ис-
пользовании его для укрепления своей власти. Была издана серия
указов, разрешавших раскольникам иметь церковные наделы, за-
креплявшие за старообрядческим клиром его имущество, имевшая
пункты, касающиеся устройства единоверческих церквей, которыми,
по мнению церковных историков, император положил начало слия-
нию «старой» и «новой» церкви [4, № 19621].
Аналогичный процесс наблюдается и в отношении Римско-
католической церкви и униатов. При Юстиц-коллегии Лифляндских,
Эстляндских и Финляндских дел утверждается Римско-католический
департамент, который меньше чем через год выделился в самосто-
ятельную коллегию. Затем определяется количество епархий, их
штат, правила приема на духовные места. Вся полнота власти в этих
вопросах сосредотачивалась в руках начальника новой Коллегии ар-
хиепископа Сестринцевича. Затем издается документ, определивший
все стороны жизни римско-католического духовенства в России. Ре-
гламент определял главой Католической церкви в России русского
же самодержца, устанавливал строгую подотчетность низшего духо-
венства высшим иерархам, на которых возлагались полицейские
функции контроля и надзора за порядком [9, с. 263].