Background Image
Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Церковь и государство в правление Павла I

7

чаться в специальной семинарии, по окончании которой поступали

только в армию на священнические места. Указ 23 июня 1800 г.

определял не только место, штат и оклад семинарии для детей воен-

ного духовенства, но и программу, в которой несколько часов в неде-

лю отводилось на чтение военных уставов и артикулов. Обучаться в

ней должны были только дети военных священников, которые при-

сылались из других семинарий, поступая на казенный кошт той се-

минарии, из которой прибывали [4, № 19459]. Таким образом, абсо-

лютистское государство посредством предоставления духовенству

ряда привилегий и узкосословного образования превращает его в

замкнутое сословие, выполняющее роль идеологической опоры мо-

нархии.

Превратив церковь фактически в часть своего бюрократического

аппарата, верховная власть, практикуя наследственность в занятии

священно- и церковнослужительских мест, делает духовные креату-

ры собственностью сословия. При этом за исполнением духовен-

ством своих обязанностей устанавливается не менее строгий кон-

троль, чем за несением дворянами своих по статской и военной

службе. Привилегии, дарованные второму сословию, распространя-

лись на духовенство всех вероисповеданий, начиная от раскольников

и кончая униатами. Это было обусловлено, с одной стороны, заботой

правительства о поднятии авторитета священнослужителей, а с дру-

гой — стремлением исключить возможность участия сельского клира

в крестьянских волнениях. В этом плане Павел I продолжает полити-

ку своих предшественников по признанию старообрядчества и ис-

пользовании его для укрепления своей власти. Была издана серия

указов, разрешавших раскольникам иметь церковные наделы, за-

креплявшие за старообрядческим клиром его имущество, имевшая

пункты, касающиеся устройства единоверческих церквей, которыми,

по мнению церковных историков, император положил начало слия-

нию «старой» и «новой» церкви [4, № 19621].

Аналогичный процесс наблюдается и в отношении Римско-

католической церкви и униатов. При Юстиц-коллегии Лифляндских,

Эстляндских и Финляндских дел утверждается Римско-католический

департамент, который меньше чем через год выделился в самосто-

ятельную коллегию. Затем определяется количество епархий, их

штат, правила приема на духовные места. Вся полнота власти в этих

вопросах сосредотачивалась в руках начальника новой Коллегии ар-

хиепископа Сестринцевича. Затем издается документ, определивший

все стороны жизни римско-католического духовенства в России. Ре-

гламент определял главой Католической церкви в России русского

же самодержца, устанавливал строгую подотчетность низшего духо-

венства высшим иерархам, на которых возлагались полицейские

функции контроля и надзора за порядком [9, с. 263].