И.Л. Абрамова
4
как духовных, так и светских властей. Указ 7 мая 1797 г. обязывал
архиереев наблюдать за подбором кандидатов в священники, отвеча-
ющих таким моральным требованиям, как «всякого буйства чуждые
и в поведении беспорочном испытанные, которые и учением, и при-
мером собственным утверждали бы духовных чад своих в спокой-
ствии, послушании и добрых поступках, и дабы люди развратные в
таковом звании терпимы не были». Архимандритам предписывалось
не менее двух раз в год осматривать церкви их ведомства и «разве-
дывать всеми возможными средствами о состоянии священнослужи-
телей и церковнослужителей. А тех священников, которые окажутся
пьяными или бывающими почасту с крестьянами в питейных домах,
таковых... исправлять удобными средствами, а буде кто окажется в
подобных прежним развращенным поступкам в другой раз — тако-
вых от прихода отрешать и, запретя священнослужение, определять в
причетнические должности». Местным духовным властям («благо-
чинным») даются довольно широкие полномочия в наложении суро-
вых наказаний на виновных. А самим священнослужителям запреща-
ется участвовать «в столь постыдных, не свойственных их сану по-
ступках под опасением суждения по всей строгости закона и
лишения чинов своих» [2, № 17924, 17770, 17958, ст. 2–5, 17,
№ 19479].
С другой стороны, правительство Павла I в отношении духовен-
ства воплощает в жизнь принцип служения обществу согласно со-
словной принадлежности. Дворянство, по «Наказу» императора,
несет государственную службу, крестьянство кормит общество, ку-
печество и ремесленники развивают торговлю и промыслы, чем спо-
собствуют подъему хозяйства страны, духовенство поддерживает
нравственное состояние общества. Отсюда столь пристальное внима-
ние к нравственности самого клира, а также ограничение доступа в
него лиц из других, особенно податных сословий, усиление полицей-
ских повинностей духовенства, что получило в практике название
«разборов».
Начало такой деятельности было положено указом правительства
от 22 декабря 1796 г., вводившим новый порядок определения на
службу детей духовенства. Их предписывалось назначать не только в
духовные должности, но и в учительские, в том числе и светские, а
оставшихся «отсылать в военную службу». В тексте этого документа
наглядно прослеживается чисто практический подход верховной вла-
сти к численности клира и его применению. Государство, руковод-
ствуясь фискальными и иными интересами, стремилось уменьшить
количественный состав духовенства, прибегая даже к насильствен-
ным мерам [2, № 17675].
Но материалы отчетов Духовных консисторий о ходе разбора
1797 г. позволяют говорить о том, что заметного сокращения числен-