2
В.С. Потапов, Е.В. Куликова
Под
интеллектуальным капиталом
компании понимается совокуп-
ность индивидуальных и коллективных знаний, информации, опыта,
квалификации персонала, его мотивации и инструментов стимулирова-
ния, коммуникационных возможностей, имиджа и деловой репутации
компании, связей и влияний, а также отношений по поводу воспроиз-
водства и отчуждения результатов интеллектуальной деятельности,
используемых предприятием для создания добавленной стоимости
и наращивания конкурентного преимущества [1].
В настоящее время существует практика оценки нематериальных
активов и компонентов интеллектуального капитала, но далеко не все
методы исследованы до конца и применимы к российской действи-
тельности [2].
Сложность решения основных задач по управлению интеллекту-
альным капиталом предприятия затрудняет оценку потенциала и пер-
спектив эволюции компании, снижая тем самым инвестиционную
привлекательность.
Поэтому так актуальна задача разработки экономико-математиче-
ских и информационно-логических моделей для анализа и оценки ин-
теллектуального капитала предприятия, выявления параметров, влия-
ющих на интеллектуальный потенциал, соответствующих алгоритмов
идентификации таких параметров.
Общепринятые методы исследования рассматривают преимуще-
ственно лишь одну сторону интеллектуального капитала – ресурсную,
т. е. потенциал, и практически оставляют без внимания вторую – воз-
можность и способность эффективно его реализовать. Причем эта сто-
рона более важна и значима. Действительно, рассматривая формально
интеллектуальный капитал отечественных предприятий и экономики
в целом, легко заметить, что он все еще достаточно высок, но степень
развития экономики намного ниже, чем в странах с аналогичным уров-
нем интеллектуального капитала.
Поэтому эффективное управление интеллектуальным капиталом
на предприятии сводится прежде всего к приближению интеллек-
туального капитала к максимально возможным значениям с учетом
доступности ресурсов, т.е. к потенциальному интеллектуальному
капиталу.
Для того чтобы более четко представлять себе сущность интеллек-
туального капитала, необходимо понять его структуру и составляю-
щие части.
Определение структуры интеллектуального капитала вызывает
разночтения. В целях анализа и определения сущности интеллекту-
ального капитала, а также применения однородных методов оценки