Т.В. Торубарова, А.П. Петенин
8
ческие, политические, эстетические ценности, а не какие-либо дру-
гие? Мы можем сказать, что они потребны для осуществления дру-
гих ценностей; однако последние указанные ценности, которые за-
дают нам движение, никогда не являются в дальнейшем объяснимы-
ми в зависимости от другого; они выбираются в некотором смысле
«без причины», не отталкиваясь от подлинного размышления рас-
судка. Рациональность средства по отношению к цели является
формальной рациональностью
; та же рациональность, которая ста-
вит в центр ценность, выбранную без последующих оправданий,
называется
материальной рациональностью.
Эти положения лежат в
основе знаменитого различия, которое делает Вебер между «этикой
убеждения» и «этикой ответственности». В последней этике четко
просчитываются последствия поступков, а этика убеждения явля-
ется этикой героев и, кроме того, этикой фанатиков — этикой лю-
бого человека, часто поступающего честно, не обращая внимания
на последствия того, что он делает. Для него главное — оставаться
верным некоторому принципу или достичь определенной цели. Как
станет ясно, для Вебера формальная рациональность является под-
линным образцом любой рациональности. Стало быть,
рациональ-
ность современного общества
является, помимо того и прежде все-
го, развитием и преобладанием формальной рациональности. Оче-
видно, это означает в общем устроение промышленного труда,
экономический расчет капиталовложений и прибылей и т. д. Одна-
ко истоки развития формальной рациональности, прежде всего, не
в расчетливом отношении современных наук о природе. Повсе-
местное навязывание формальной рациональности делает из со-
временного мира некий большой механизм, в котором все обыкно-
венно служит лишь цели совершенного функционирования целого»
[8, с. 87–88].
Ныне должны быть в полной мере осознаны сущность и смысл
рациональности как таковой. Но отношение к ней должно строиться
исходя из других посылок. В понятии «рациональный» необходимо
сочетать познавательное и ценностное измерения, отдавая приоритет
нравственным и моральным нормам. Создавая искусственную реаль-
ность, так называемую техносферу, которая образует мир человече-
ского существования с его противоречиями и кризисами, мы утрачи-
ваем меру и гармонию, присущую единой космической целостности.
Вот почему важно осознать содержание той свободы-
ответственности, на пути которой возможно утверждение гармонии
человека с миром и самим собой. Это путь образуется топологией
смыслов, являющихся результатом разумного ответственного дей-
ствия человека по конституированию своей «второй природы». И
техника должна стать органом собирания и утверждения такого рода