Background Image
Previous Page  8 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 10 Next Page
Page Background

Т.В. Торубарова, А.П. Петенин

8

ческие, политические, эстетические ценности, а не какие-либо дру-

гие? Мы можем сказать, что они потребны для осуществления дру-

гих ценностей; однако последние указанные ценности, которые за-

дают нам движение, никогда не являются в дальнейшем объяснимы-

ми в зависимости от другого; они выбираются в некотором смысле

«без причины», не отталкиваясь от подлинного размышления рас-

судка. Рациональность средства по отношению к цели является

формальной рациональностью

; та же рациональность, которая ста-

вит в центр ценность, выбранную без последующих оправданий,

называется

материальной рациональностью.

Эти положения лежат в

основе знаменитого различия, которое делает Вебер между «этикой

убеждения» и «этикой ответственности». В последней этике четко

просчитываются последствия поступков, а этика убеждения явля-

ется этикой героев и, кроме того, этикой фанатиков — этикой лю-

бого человека, часто поступающего честно, не обращая внимания

на последствия того, что он делает. Для него главное — оставаться

верным некоторому принципу или достичь определенной цели. Как

станет ясно, для Вебера формальная рациональность является под-

линным образцом любой рациональности. Стало быть,

рациональ-

ность современного общества

является, помимо того и прежде все-

го, развитием и преобладанием формальной рациональности. Оче-

видно, это означает в общем устроение промышленного труда,

экономический расчет капиталовложений и прибылей и т. д. Одна-

ко истоки развития формальной рациональности, прежде всего, не

в расчетливом отношении современных наук о природе. Повсе-

местное навязывание формальной рациональности делает из со-

временного мира некий большой механизм, в котором все обыкно-

венно служит лишь цели совершенного функционирования целого»

[8, с. 87–88].

Ныне должны быть в полной мере осознаны сущность и смысл

рациональности как таковой. Но отношение к ней должно строиться

исходя из других посылок. В понятии «рациональный» необходимо

сочетать познавательное и ценностное измерения, отдавая приоритет

нравственным и моральным нормам. Создавая искусственную реаль-

ность, так называемую техносферу, которая образует мир человече-

ского существования с его противоречиями и кризисами, мы утрачи-

ваем меру и гармонию, присущую единой космической целостности.

Вот почему важно осознать содержание той свободы-

ответственности, на пути которой возможно утверждение гармонии

человека с миром и самим собой. Это путь образуется топологией

смыслов, являющихся результатом разумного ответственного дей-

ствия человека по конституированию своей «второй природы». И

техника должна стать органом собирания и утверждения такого рода