Background Image
 1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

1

УДК 130.2:62

Техника как феномен действительности

человеческого бытия

© Т.В. Торубарова, А.П. Петенин

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

В статье рассматривается феномен техники как конститутивный принцип дей-

ствительности человеческого бытия. Осмысливаются его ключевые детерминан-

ты. Проясняется топология техники, задается и артикулируется проблемное по-

ле феномена «техническая рациональность». Показываются деструктивная и

конструктивная стороны процесса взаимоотношений человек — техника.

Ключевые слова:

техника, техносфера, инструментальность, артефакт, рацио-

нальность, ответственность, механизм, этика, гармония, творчество

.  

Философия техники — это область философского исследования,

делающая объектом рефлексии особую реальность человеческого

бытия, коей является техника. Специфика осмысления данного фе-

номена меняет вектор устойчивой схемы дискурсивного рассуждения

в его смысловой направленности на объект, в попытке задать и экс-

плицировать внутреннее поле самоопределения данного объекта. Но

задача усложняется тем, что в попытке заглянуть и освоиться внутри

данного феномена мы неизбежно обращаемся к самим себе, к тому,

что образует действительность нашего бытия и определяет самого

человека в его фундаментальной сущности. То есть философское ис-

следование в сфере прояснения того, что такое техника, оказывается

всякий раз шагом на пути понимания сущности человека и мира че-

ловеческого существования. Речь идет о создании такой искусствен-

ной реальности, в основе которой лежит изменение отношения, под-

хода человека к миру и к самому себе. Начало этого изменения усмат-

ривают в античности, в аристотелевском различии между сущим,

существующим по своей собственной природе (τα φυσει όντα), и тем,

что производится человеческим умением (τεχνηει). «Из существующих

[предметов], — пишет Аристотель, — одни существуют по природе,

другие – в силу иных причин. …То же относится и ко всякому другому

изготовленному [предмету]: ведь ни один из них не имеет в самом себе

начала его изготовления, но это начало находится либо в другом и

вовне (например, у дома и всякого другого творения рук человеческих),

либо же в них, но не в самих по себе…» [1, c. 82–83]. Однако грече-

ский термин τεχνη не характеризует технику как практическую дея-

тельность или ограниченную ремесленную искусность. В течение