1
УДК 130.2:62
Техника как феномен действительности
человеческого бытия
© Т.В. Торубарова, А.П. Петенин
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
В статье рассматривается феномен техники как конститутивный принцип дей-
ствительности человеческого бытия. Осмысливаются его ключевые детерминан-
ты. Проясняется топология техники, задается и артикулируется проблемное по-
ле феномена «техническая рациональность». Показываются деструктивная и
конструктивная стороны процесса взаимоотношений человек — техника.
Ключевые слова:
техника, техносфера, инструментальность, артефакт, рацио-
нальность, ответственность, механизм, этика, гармония, творчество
.
Философия техники — это область философского исследования,
делающая объектом рефлексии особую реальность человеческого
бытия, коей является техника. Специфика осмысления данного фе-
номена меняет вектор устойчивой схемы дискурсивного рассуждения
в его смысловой направленности на объект, в попытке задать и экс-
плицировать внутреннее поле самоопределения данного объекта. Но
задача усложняется тем, что в попытке заглянуть и освоиться внутри
данного феномена мы неизбежно обращаемся к самим себе, к тому,
что образует действительность нашего бытия и определяет самого
человека в его фундаментальной сущности. То есть философское ис-
следование в сфере прояснения того, что такое техника, оказывается
всякий раз шагом на пути понимания сущности человека и мира че-
ловеческого существования. Речь идет о создании такой искусствен-
ной реальности, в основе которой лежит изменение отношения, под-
хода человека к миру и к самому себе. Начало этого изменения усмат-
ривают в античности, в аристотелевском различии между сущим,
существующим по своей собственной природе (τα φυσει όντα), и тем,
что производится человеческим умением (τεχνηει). «Из существующих
[предметов], — пишет Аристотель, — одни существуют по природе,
другие – в силу иных причин. …То же относится и ко всякому другому
изготовленному [предмету]: ведь ни один из них не имеет в самом себе
начала его изготовления, но это начало находится либо в другом и
вовне (например, у дома и всякого другого творения рук человеческих),
либо же в них, но не в самих по себе…» [1, c. 82–83]. Однако грече-
ский термин τεχνη не характеризует технику как практическую дея-
тельность или ограниченную ремесленную искусность. В течение