Техника как феномен действительности человеческого бытия
5
исследование возможностей разума, т. е. как парадоксальная попытка
взглянуть со стороны на само сознавание, определяя сущность той или
иной вещи не напрямую, а «в обход», косвенным образом, с помощью
обнаружения и описания условий, в которых вещь проявляется и ведет
себя более или менее одинаково. Такой функционально-механисти-
ческий способ описания предполагает редукцию описываемой вещи
или явления к механизму или «сделанной идее». Естественно, что тот,
кто осуществляет такую редукцию, — «механик», заселяющий мир
сделанными идеями, — сам непременно из этого мира удаляется. Одна-
ко мир, представший как механизм или представленный механизмом,
беспомощен и зависим, ему нужны подпорки, чтобы сохранить себя,
т. е. ему нужен тот, кто его себе представляет, — зритель, механик, кто
угодно.
Не стоит при этом упускать из виду, что наш механик действует не
но своей прихоти. Опознаваемый им механизм явления не выдумка:
дело в том, что в определенных обстоятельствах вещь действительно
ведет себя так, а не иначе, и только поэтому механик может вывести
правило ее поведения и воспроизвести. Но именно потому, что она сама
ведет себя так, а не иначе, можно говорить о самопредставлении вещей
познающему субъекту в их структурно-функциональном обличье. Тем
не менее всякий хороший механик знает, что его механизмы-идеи не
очень прочно стоят на ногах, потому-то он их оберегает от дурных вли-
яний и временами чистит и переналаживает. При этом он сознает ча-
стичность собственных дел и отдает себе отчет в том, что окончательно
и в совершенстве знает устройство мира только его Творец (это посто-
янный мотив философии от Ф. Бэкона и Декарта до Дж. Вико и
И. Канта). Старание устроить жизнь на разумных и прочно выверенных
основаниях, на которых работает хорошо отлаженное устройство,
неизбежно приводит к тому, что внимание сосредоточивается на взаи-
моотношениях устройства и устроителя» [7, с. 36–37].
Логика взаимоотношений устройства и устроителя такова, что
устроитель уже не может быть нейтрален по отношению к создан-
ным им устройствам, а техносфера отнюдь не является беспомощ-
ным средством, а представляет собой практически самодостаточную
действительность человеческого бытия, имеющую самостоятельную
внутреннюю логику развития, где уже не только человек определяет
правила действия, но и сама техносфера задает алгоритм действия
человеку. И с этим нельзя не считаться.
Вот почему особую значимость и остроту приобретает осознание
специфики человеческого бытия, ключевой детерминантой которого
становится техническая составляющая. В этом процессе можно отсле-
дить стороны, воплощающие сложную диалектику. Так, с одной сторо-
ны, человек, создавая техническую среду, не является нейтральным