Background Image
Previous Page  5 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 10 Next Page
Page Background

Техника как феномен действительности человеческого бытия

5

исследование возможностей разума, т. е. как парадоксальная попытка

взглянуть со стороны на само сознавание, определяя сущность той или

иной вещи не напрямую, а «в обход», косвенным образом, с помощью

обнаружения и описания условий, в которых вещь проявляется и ведет

себя более или менее одинаково. Такой функционально-механисти-

ческий способ описания предполагает редукцию описываемой вещи

или явления к механизму или «сделанной идее». Естественно, что тот,

кто осуществляет такую редукцию, — «механик», заселяющий мир

сделанными идеями, — сам непременно из этого мира удаляется. Одна-

ко мир, представший как механизм или представленный механизмом,

беспомощен и зависим, ему нужны подпорки, чтобы сохранить себя,

т. е. ему нужен тот, кто его себе представляет, — зритель, механик, кто

угодно.

Не стоит при этом упускать из виду, что наш механик действует не

но своей прихоти. Опознаваемый им механизм явления не выдумка:

дело в том, что в определенных обстоятельствах вещь действительно

ведет себя так, а не иначе, и только поэтому механик может вывести

правило ее поведения и воспроизвести. Но именно потому, что она сама

ведет себя так, а не иначе, можно говорить о самопредставлении вещей

познающему субъекту в их структурно-функциональном обличье. Тем

не менее всякий хороший механик знает, что его механизмы-идеи не

очень прочно стоят на ногах, потому-то он их оберегает от дурных вли-

яний и временами чистит и переналаживает. При этом он сознает ча-

стичность собственных дел и отдает себе отчет в том, что окончательно

и в совершенстве знает устройство мира только его Творец (это посто-

янный мотив философии от Ф. Бэкона и Декарта до Дж. Вико и

И. Канта). Старание устроить жизнь на разумных и прочно выверенных

основаниях, на которых работает хорошо отлаженное устройство,

неизбежно приводит к тому, что внимание сосредоточивается на взаи-

моотношениях устройства и устроителя» [7, с. 36–37].

Логика взаимоотношений устройства и устроителя такова, что

устроитель уже не может быть нейтрален по отношению к создан-

ным им устройствам, а техносфера отнюдь не является беспомощ-

ным средством, а представляет собой практически самодостаточную

действительность человеческого бытия, имеющую самостоятельную

внутреннюю логику развития, где уже не только человек определяет

правила действия, но и сама техносфера задает алгоритм действия

человеку. И с этим нельзя не считаться.

Вот почему особую значимость и остроту приобретает осознание

специфики человеческого бытия, ключевой детерминантой которого

становится техническая составляющая. В этом процессе можно отсле-

дить стороны, воплощающие сложную диалектику. Так, с одной сторо-

ны, человек, создавая техническую среду, не является нейтральным