Техника как феномен действительности человеческого бытия
7
ляющей процесса самосозидания, фундаментальным способом экс-
пликации человеком своей сущностной природы. Сейчас много говорят
о человеческом измерении феномена техники, имплицирующего не
только физический ресурс, но и духовный опыт человечества. Вовле-
ченный в этот процесс и оказавшийся его субъектом, человек овладева-
ет техникой как необходимыми методами самореализации, ориентиро-
ванными как вовнутрь, так и вовне человеческого бытия, становящейся
квинтэссенцией его мобилизационного ресурса. Такая динамичная ис-
кусственная сфера нуждается в непрерывном контролировании. Ибо
только осознав схематизм процесса такого рода сделанности, овладев
внутренней логикой этой самодостаточной реальности, мы способны
избежать тотальной детерминации ею всех сторон человеческого суще-
ствования.
Так называемая техническая рациональность стала всепоглощаю-
щей завоевывающей силой, пронизывающей и регулирующей отноше-
ние человека к природе, социальной ткани бытия и к самому себе. Бо-
лее того, в своем информационном эквиваленте она открывает новые
грани и перспективы развития этих взаимоотношений, которые отнюдь
не всегда ведут к процветанию человеческого бытия и раскрытию са-
мых потаенных, еще не познанных глубин человеческой природы, но
подчас ставят вопрос о смысле пребывания человека в мире, о его
предназначении. Экологический кризис, технокатастрофы, опасные
изобретения и т. п. не только являются следствиями технической раци-
ональности, но и свидетельствуют о проблематичном, еще не достаточ-
но осознанном в своих фундаментальных основах виде рационально-
сти. Речь идет о «технической» разумности, выдвигающей на первый
план человека как нравственное и ответственное лицо, философию
вменяемого, поступающего действия. Разумность должна прийти на
смену расчетливому, прагматичному действию, тому, что мы обычно
вкладываем в узко понимаемое слово «рациональность». В этой связи
хотелось бы привести рассуждение Джанни Ваттимо из его книги
«Техника и существование». «…Общество, — пишет он, — представ-
ляет собой не только некую совокупность, состоящую из физических
предметов, но и из субъектов, которые действуют в своих целях. Во-
просы “
почему?
” и “
как?
”, относящиеся к действию, являются рацио-
нальностью действия. Тем не менее действующий субъект может обра-
тить больше внимания на одну или на другую из этих двух составляю-
щих: действие, обращающее внимание скорее на ценность цели,
нежели на средства, выделяется как рациональное по отношению к
ценности; тщательный подсчет средств является рациональным по от-
ношению к цели. Когда мы говорили о рациональности, мы всегда го-
ворили о причине, т. е. объясняли, почему совершается определенное
действие. Однако почему мы избираем какие-то определенные эти-