Background Image
Previous Page  7 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 10 Next Page
Page Background

Техника как феномен действительности человеческого бытия

7

ляющей процесса самосозидания, фундаментальным способом экс-

пликации человеком своей сущностной природы. Сейчас много говорят

о человеческом измерении феномена техники, имплицирующего не

только физический ресурс, но и духовный опыт человечества. Вовле-

ченный в этот процесс и оказавшийся его субъектом, человек овладева-

ет техникой как необходимыми методами самореализации, ориентиро-

ванными как вовнутрь, так и вовне человеческого бытия, становящейся

квинтэссенцией его мобилизационного ресурса. Такая динамичная ис-

кусственная сфера нуждается в непрерывном контролировании. Ибо

только осознав схематизм процесса такого рода сделанности, овладев

внутренней логикой этой самодостаточной реальности, мы способны

избежать тотальной детерминации ею всех сторон человеческого суще-

ствования.

Так называемая техническая рациональность стала всепоглощаю-

щей завоевывающей силой, пронизывающей и регулирующей отноше-

ние человека к природе, социальной ткани бытия и к самому себе. Бо-

лее того, в своем информационном эквиваленте она открывает новые

грани и перспективы развития этих взаимоотношений, которые отнюдь

не всегда ведут к процветанию человеческого бытия и раскрытию са-

мых потаенных, еще не познанных глубин человеческой природы, но

подчас ставят вопрос о смысле пребывания человека в мире, о его

предназначении. Экологический кризис, технокатастрофы, опасные

изобретения и т. п. не только являются следствиями технической раци-

ональности, но и свидетельствуют о проблематичном, еще не достаточ-

но осознанном в своих фундаментальных основах виде рационально-

сти. Речь идет о «технической» разумности, выдвигающей на первый

план человека как нравственное и ответственное лицо, философию

вменяемого, поступающего действия. Разумность должна прийти на

смену расчетливому, прагматичному действию, тому, что мы обычно

вкладываем в узко понимаемое слово «рациональность». В этой связи

хотелось бы привести рассуждение Джанни Ваттимо из его книги

«Техника и существование». «…Общество, — пишет он, — представ-

ляет собой не только некую совокупность, состоящую из физических

предметов, но и из субъектов, которые действуют в своих целях. Во-

просы “

почему?

” и “

как?

”, относящиеся к действию, являются рацио-

нальностью действия. Тем не менее действующий субъект может обра-

тить больше внимания на одну или на другую из этих двух составляю-

щих: действие, обращающее внимание скорее на ценность цели,

нежели на средства, выделяется как рациональное по отношению к

ценности; тщательный подсчет средств является рациональным по от-

ношению к цели. Когда мы говорили о рациональности, мы всегда го-

ворили о причине, т. е. объясняли, почему совершается определенное

действие. Однако почему мы избираем какие-то определенные эти-